Николай Александрович Лазаревич: в медицине - по стопам деда и прадеда, в патанатомии - всю жизнь, в семье - отец и дедушка двух главных врачей и авторитет для всей династии медиков
18.01.2024
Об основных достижениях в медицине сегодня принято говорить в контексте инноваций и новых технологий. Но путь к этим вершинам всегда основан на прошлом опыте и самоотверженности людей, которых с полным правом можно назвать медиками-патриотами. К 80-летию здравоохранения Гродненщины в проекте "Медики-патриоты Гродненской области" мы рассказываем о тех, кто внес большой вклад в его развитие, кто служит ярким примером преданности профессии и тех перемен, которые происходили в медицинской отрасли и поднимали ее на новый уровень.

В Новогрудке, в местном краеведческом музее в ряду экспозиций о знаменитых людях этого богатого историй края, есть и посвященная сельскому лекарю Ивану Семеновичу Сокольнику. В непростое послевоенное время, когда система здравоохранения только-только «поправлялась от ран», нанесенных фашисткой оккупацией, скромный сельчанин из Старых Негневичей служил, образно говоря, травматологической службой на дому для целого района. Да что там района, к нему «везли» вывихи, растяжения и переломы костей не только со всей округи, а даже за сотни верст.
.jpg)
- Таким же врачеванием занимался и мой прадед по материнской линии, и уже от него перенял его мой дед. Правда, ему повезло, говоря современным языком, повысить профессиональный уровень: во время службы в российской армии окончил фельдшерскую школу и получил диплом. Документ этот мне дед показывал, когда я к нему, а жил он в соседней деревне, приходил в гости. Правда, особого времени внукам он уделить не мог – постоянно кто-то обращался за помощью. Редко когда у его ворот не стояли телеги или велосипеды, люди ехали постоянно, - вспоминает Николай Александрович Лазаревич картинки из детства.
О врачевательной практике своего прадеда он знает только по рассказам деда и родителей: в живых его не застал. Но на надгробье его захоронения на сельском кладбище к традиционной в таких случаях надписи выбито и напоминание о том, что этот человек лечил людей. А вот дедову практику наблюдать посчастливилось. Хотя только годы спустя, когда Николай Александрович стал постигать науку врачевания сначала в медучилище, потом в медицинском институте пришло истинное восхищение мастерством своего знаменитого предка. Ведь он успешно составлял костные переломы, даже самые сложные, без рентгена, на ощупь! Ко всему специальную мазь изобрел, которую в его честь так и назвали — мазь Сокольника.
- Помню, что в кухне стояла кровать, в рядом в стену был вбит крюк, с помощью которого пациента фиксировали - попросту говоря к нему привязывали. Дед командовал, как больного поворачивать, а сам на ощупь все костные нарушения исправлял и накладывал повязки, используя бинт, обыкновенный картон и свою целительную мазь. Если надо было, то мазь давал человеку с собой. И представьте себе, все у людей как надо срасталось. Иначе бы не было у врачевателя такой популярности!
Особенное впечатление на внука-подростка произвел случай с девочкой лет четырех-пяти. Родители почему-то вовремя не заметили у нее перелома, и кость срослась так, что она на всю жизнь осталась бы калекой. Сельский лекарь их за такое невнимание к ребенку для начала хорошенько отругал, а потом взялся исправлять дефект: безо всякого обезболивания (никаких средств для этого не было) выполнил по-новому перелом, кость правильно составил, наложил мобилизационную повязку и - езжайте домой!
_________________________________________________
Как признается Николай Александрович, на его повлиял пример деда - врачевателя. После школы подал документы в столичный мединститут с твердым настроем стать травматологом. Аттестат у него был с высоким баллом, но знаний по физике, полученных в сельской школе, немного не хватило. И тогда настойчивый паренек решил пойти по другому пути – поступил в медицинское училище.
О времени учебы в Слониме Николай Лазаревич вспоминает с благодарностью. В медучилище давали не только крепкие знания, но и, образно говоря, подогревали интерес к медицине. А еще именно тогда он встретил свою судьбу. Его избранницей стала однокурсница красавица Нина, вместе с которой они идут по жизни рядом до сих пор. Те трудности, которые вместе пережили, только укрепили их союз. А сколько их было!
- Местом работы после медучилища мы выбрали мою родную Новогрудчину. Я окончил училище с отличием и рассчитывал на денежное место в райцентре. Не тут-то было: отправляют нас в деревню да еще за тридевять земель. Прямиком до нее километров пятнадцать, но транспорта нет, поэтому ехать надо сначала автобусом до Новоельни, потом часть пути поездом и еще километраж пешком от станции. Правда, потом учли, что для нас в райцентре не было необходимости снимать жилье, так как мой брат выделил комнату в своем доме. Жене предложили работу акушеркой в медучреждении поближе к городу, но все равно она четыре километра ходила пешком в любую погоду, даже в половодье.
Николай устроился в санстанцию помощником санитарного врача по коммунальной гигиене. Начальство высоко оценило его инициативу - борьбу с нелегальными свалками с помощью фотоаппарата и местной газеты, и уже после четырех месяцев работы предложило должность повыше. Однако он уже подал документы в мединститут.
Диплом об окончании медучилища с отличием позволял обойтись без отработки по распределению и в мединституте сдавать только один экзамен. Физику подтянул самостоятельно и стал студентом. Через три месяца вслед за ним с новорожденным сыном на руках в Гродно приехала и супруга.
Трудно даже представить, каково было молодой семье жить на одну студенческую стипендию, снимать квартиру и растить ребенка. Потому сына быстро определили в сад, а Нина Иосифовна вышла на дежурства в областную больницу. Здесь она потом долгие годы, до выхода на пенсию проработала старшей операционной медсестрой. А тогда похлопотала, чтобы трудоустроить и мужа-студента. В трудовой книжке Николая Лазаревича есть запись о том, что он работает … медсестрой офтальмологического отделения.
- Тогда мало кто из студентов не жаждал подработки, найти место, а потом и удержаться было непросто. Кстати, на мое медсестринское место, которое два года служило хорошим подспорьем для нашей семьи, потом трудоустроился студент Цыркунов. Сейчас Владимир Максимович профессор, именитый в своей области специалист. А отделением тогда руководила Любовь Ильинична Хорова. Она была не только профессионалом высокого уровня, но и очень душевным человеком, всегда поддерживала сотрудников. Понимала, как студенту-отцу семейства приходится крутиться, чтобы везде успевать.
_________________________________________________
Медицинский институт Николай Лазаревич окончил с отличием. Однако с распределением пришлось поволноваться, потому что такой высокий балл аттестата имели еще несколько десятков выпускников. Определенную роль сыграла гродненская прописка: хозяин дома, в котором Лазаревичи снимали квартиру, был человеком одиноким и свое жилье решил завещать очень отзывчивым и душевным квартирантам.
Интернатуру по анестезиологии вчерашний студент проходил в областной больнице. С благодарностью вспоминает наставников и коллег - таких медицинских светил как основатель школы анестезиологов-реаниматологов в Гродно Владимир Спас, заведующий отделением анестезиологии-реанимации и интенсивной терапии областной больницы Иосиф Шапель, врач-анестезиолог-реаниматолог — Владимир Баум и другие. За непродолжительное время почувствовал себя в операционной и в отделении реанимации как рыба в воде. Но жизнь опять внесла поправку: место работы ему предлагают в отделении патанатомии. В то время это было подразделение областной больницы. Нельзя сказать, что предложение воспринял с большим восторгом, но и отказываться резона не было. С тех пор, вот уже скоро полвека как работает в одном медицинском направлении.
.jpg)
_________________________________________________
Тридцать пять лет назад специализированное отделение областной больницы стало базой для создания самостоятельного лечебного учреждения - областного патологоанатомического бюро, и возглавить его предложили хоть и молодому, но уже опытному сотруднику, в ту пору уже заведующему отделением Николаю Лазаревичу. Без малого два десятилетия он руководил фактически всей патологоанатомической службой области.
Николай Александрович не скрывает: с моргами и вскрытиями связано много выдумок и легенд. Однако на деле все прозаично и никакой таинственности в процедуре нет: вскрытие необходимо, чтобы проконтролировать процесс оказания помощи.
- Вначале меня это отпугнуло, но потом, узнав все тонкости специальности, решил, что в ней есть много интересного, а несколько вскрытий в год переживу. На самом деле патологоанатом – универсальный врач, потому что ставит диагнозы по разным направлениям медицины. Пациенты даже не догадываются, что именно мы занимались исследованиями, результаты которых спасают им жизни, - отмечает Николай Александрович.
Порядка 80 процентов работы патологоанатомов – изучение материалов от живых людей. Специалисты помогают обнаружить опасные заболевания или опухолевые процессы на начальных стадиях, когда нет никаких симптомов. Очень частые исследования – изучение части слизистой оболочки или образования желудка, кишечника и пищевода, эндометрии, молочных желез.
_________________________________________________
Николай Александрович признается, что изучение препаратов – увлекательный процесс, ведь через микроскоп можно увидеть многое. Патологоанатомическая прижизненная диагностика до сих пор остается самым достоверным методом. Там, где это возможно, точный диагноз удается поставить в более, чем 90 процентах случаев. Если выявить предопухолевый процесс и провести операцию на ранних стадиях, то человек может забыть об этой проблеме раз и навсегда.
- Больше всего радуюсь, когда предполагаемый плохой диагноз не подтверждается. Недавно в городе ко мне подошла незнакомая молодая женщина со словами благодарности. Оказывается, у нее в пятнадцатилетнем возрасте заподозрили меланому. А я изучил материал и однозначно сделал вывод, что злокачественной опухоли нет. Ей так и сказали: Лазаревич дал заключение, - вспоминает Николай Александрович.
Кроме того, патологоанатомам поступают и материалы из операционных. Это делается для того, чтобы определить, какое лечение нужно проводить пациенту в будущем и выяснить, злокачественная опухоль или доброкачественная. В том же аппендиксе могут найти опухоль, а значит после удаления требуется дальнейшее наблюдение и продолжение лечения.
Сейчас ежегодно в бюро проводят исследования огромное количество биопсий, только из онкоотделений университетской клиники поступает более ста тысяч. Во времена, когда Лазаревич приступал к работе в этой службе, таковых было порядка восьми тысяч. Не мудрено, технические возможности медицины изменились несоизмеримо. Тогда на весь областной центр был один-единственный фиброгастроскоп, а сейчас такая аппаратура чуть ли не в каждом лечебном учреждении.
Широко шагнула вперед и сама патанатомия. В прошлые времена работа с одним материалом занимала несколько суток, а получение ответа растянуться и того дольше. Обработки и покраски ткани, а их требовалось несколько, проходили вручную. Сейчас это происходит автоматически. И если фрагмент небольшой, то результат известен в этот же день. Более того, иммуногистохимическое исследование помогает выяснить чувствительности злокачественных клеток к химиотерапии.
Однако техника техникой, а без профессионализма и ответственности специалиста не обойтись. Как к профессионалу доверие коллег к Николаю Александровичу огромное. Пятнадцать лет назад оставив пост главврача ( как признается, реально оценив свой возраст), он до сих пор продолжает работать в родном бюро. Благо, силы еще позволяют, хоть не за горами время, когда разменяет восьмой десяток. Что держит на посту? Как признается сам, любимое дело и коллектив, который дорожит профессионалом такого высочайшего уровня.
- Часто звонят с огромной просьбой, чтобы биопсию именно папа посмотрел, - откровенно признается дочь Ольга Арещенко.
Знает это не понаслышке - в патологоанатомическом бюро она главная медицинская сестра и двадцать лет как председатель профсоюзного комитета.
_________________________________________________
По стопам родителей она пошла далеко не единственная. Разве можно отцу не гордиться, что сын – Сергей Николаевич Лазаревич возглавляет главную больницу области - Гродненскую университетскую клинику!
- То, что в свое время Сергей хотел стать врачом, мы с женой сразу безоговорочно одобрили. Но когда мне сообщили, что его собираются назначить главврачом в инфекционную больницу, так и ответил: пусть сын сам решает. И так в последующем в решения сына не вмешивались, - откровенно говорит Николай Александрович. – Я только всегда учил его относиться ко всем людям с добром, с вниманием и пониманием. Так, как хочешь, чтобы относились к тебе самому.
Признается: наследников своих он вообще больше поучает, нежели похвалит. Хотя слышать хорошие отзывы о их работе от других ему всегда приятно.
Порадовался за старшего внука Дмитрия, который недавно тоже стал у руля большой клиники – он главный врач ОКЦ «Психиатрия-наркология». А еще большая радость, что теперь у Николая Александровича и Нины Иосифовны двое правнуков.
.jpg)
Не только продолжает медицинскую династию, но и теснее связан с его истоками внук Николай, которого назвали в честь дела, а специализацию ортопеда-травматолога он выбрал, можно сказать, в честь прадеда и работает в БСМП.
Только что к самостоятельной работе приступил еще один внук - Кирилл предпочел специализацию онкоуролога.
И в жены мужская ветвь медицинского рода Лазаревичей до сих пор выбирает исключительно медиков.
- Опора всей большой семьи моя жена Нина Иосифовна. Ей благодарны и я, и дети, и внуки. Под стать ей в семейной жизни и жена Сергея Людмила, ко всему еще она и хороший врач, работает в госпитале, - рассказывает Николай Александрович.
.jpg)
У них так заведено, что все всё знают друг о друге, потому что не только часто перезваниваются, но и собираются всей дружной медицинской династией в частном доме, где Николай Александрович с супругой продолжают жить еще со времен его студенчества.
Бывает, что присоединяется еще одна династия, история жизни ее основателей тоже связана с этим домом. Сестра Нины Иосифовны Ирина Иосифовна со своим мужем Аркадием Михайловичем, когда он был студентом-медиком, сняли здесь комнату чуть раньше Лазаревичей. Но потом, окончив вуз, поехали работать на родину мужа в Слоним. Так всю жизнь врачевали для слонимчан. А любовь к профессии тоже передали по наследству свои детям: врачи обе их дочери.
_2.jpg)
Заинтересовавшись своей родословной, главный врач университетской клиники Сергей Николаевич Лазаревич составляет генеалогическое древо семьи, которое получается со множеством интересных ветвей. Не умаляя значения прошлого, все же можно говорить о том, что именно Николай Александрович - цементирующая основа медицинской стези, по которой сегодня шагают его сын, дочь и внуки - специалисты здравоохранения, известные и уважаемые на Гродненщине и в стране.

Ваш жизненный девиз?
Отвечу словами из песни: «Как я счастлив, что нет мне покоя!»
Ваши пожелания молодому поколению медиков?
Не останавливайтесь на достигнутом, развивайтесь, используя опыт и знания старшего поколения. Поднимаясь на новые вершины, никогда не забывайте своих наставников, которые помогли вам состояться в профессии и двигаться вперед.