Светлана Павловна Терешкова: медицинская орбита врачебной династии

11.03.2025

медики-патриотыОб основных достижениях в медицине сегодня принято говорить в контексте инноваций и новых технологий. Но путь к этим вершинам всегда основан на прошлом опыте и самоотверженности людей, которых с полным правом можно назвать медиками-патриотами.  В проекте "Медики-патриоты Гродненской области" мы рассказываем о тех, кто внес большой вклад в его развитие, кто служит ярким примером преданности профессии и тех перемен, которые происходили в медицинской отрасли и поднимали ее на новый уровень.

 

Светлана Терешкова - начинающий врач в  Кореличской больнице. Начало 60-х годов

Светлана Павловна Терешкова из людей, неподвластных возрасту. Такое мое первое впечатление о женщине, с которой встретилась в преддверии ее девяностолетия. И хотя сама собеседница мой вопрос о секретах ее «прекрасной формы» посчитала чересчур лестным и скромно промолчала, после нашей с ней беседы и рассказов знавших ее врачей-коллег могу смело утверждать: душевность и добросердечность возвращаются человеку сторицей.

Пойдя по стопам отца – именитого доктора, Заслуженного врача БССР, орденоносца Павла Ефимовича Терешкова, она свою жизнь посвятила медицине. Работала в лечебных учреждениях, готовила врачебные кадры в гродненском медицинском вузе и в то же время на практике была причастна к помощи счастливому материнству. Она давно на заслуженном отдыхе, но гродненцы помнят ее, прежде всего по областному роддому, ныне перинатальному центру, и многие благодарят за непосредственное участие в их судьбе.

Светлана Павловна признается: в жизни и в работе ей было на кого равняться. В то же время отец служил не только примером, а и был для нее мудрым наставником. И закономерно, что наша встреча начинается с воспоминаний о нем.

С именем Павла Ефимовича Терешкова теснейшим образом связана история всей послевоенной гродненской медицины. С 1946 по 1950 год он был главным врачом первой городской больницы, затем главным акушером-гинекологом областного отдела здравоохранения, а еще часть своей трудовой деятельности в городе над Неманом -- практикующим акушером-гинекологом областной больницы.

- Папа начал свой путь в медицину в годы Первой мировой. Родился он на Минщине в крестьянской семье, но выучиться захотел на фельдшера. И хотя в связи с призывом в 1913 году в российскую императорскую армию фельдшерскую школу окончить не успел, служил младшим фельдшером. Фельдшерским делом занимался и поле того, как в феврале 1918 года добровольно вступил в Красную Армию, - рассказывает Светлана Павловна.

В годы Гражданской войны военфельдшер Терешков был начальником передовой санитарной железнодорожной летучки № 554 Западного фронта. Такие летучие санитарные от­ряды (особые вагоны для выездов в пораженные районы), а также специ­ально оборудованные дезинфекционные поезда для борьбы с тифом создавались на всех узловых железнодорожных станциях.

С 1933-го до начала Великой Отечественной жизнь семьи Терешковых связана с Чашниками, где глава семейства был главным врачом райбольницы. За плодотворную работу еще в довоенное время ему было присвоено звание «Заслуженный врач БССР». В Чашниках Терешковых и застала война.

- Мой старший брат Олег, как только началась война, вернулся в Чашники из столицы, где успел окончить первый курс мединститута. Он ушел к партизанам, когда в нашей местности стали создаваться первые отряды. Активно участвовал в боевых операциях. Помощь папы партизанам была необходима в первую очередь как врача. Фронтовая же его биография связана с 230-м полевым госпиталем и 68-м отдельным медико-санитарным батальоном. Майор медицинской службы Терешков был удостоен ордена Красной Звезды и ряда боевых медалей. А Олег погиб в ходе одной из партизанских операций, - говорит Светлана Павловна.

Вспоминая о брате, рассказывает такой эпизод из его биографии. Проснувшись утром 1 мая в своем доме, чашникский бургомистр не поверил глазам: прямо напротив окна на столбе развевалось красное полотнище. Фашистский прислужник бросился его снимать, и напоролся на установленную мину. Когда полиция узнала, кто провел эту операцию, то взялась за семью Терешковых.

 В память семилетней девочки навсегда врезалась картина, как в их доме постоянно, сменяя друг друга, дежурят полицаи в надежде, что старший сын навестит семью. Несколько дней продержали в полиции маму, и трое ее детей уже потеряли надежду, что она вернется домой. Каким-то чудом ей удалось спастись, установить связи с родственниками отца в деревне и с ребятами перебраться туда. Так и спаслись…

Павел Терешков – фронтовик. 1945 годОлег Терешков. 30-е годы

Вернувшись с фронта Павел Терешков обратился в главное республиканское медицинское ведомство по поводу трудоустройства. Место работы ему предложили выбрать самому. И он уже было вознамерился вернуться в Чашники. Но так распорядилась судьба, что встретил Петра Захаровича Калинина, который в военное время возглавлял Белорусский штаб партизанского движения, а после освобождения республики получил направление в Гродно, где был избран первым секретарем Гродненского обкома КП(б) Белоруссии. Он и позвал опытного врача в западный регион.

Павел Терешков во время работы в военном госпитале.  1944 годЧетыре первых года после приезда в Гродно Терешков возглавлял первую больницу. Преемником его на этой должности стал Владимир Юстинович Мирончик. А Павел Ефимович получил задание организовать в области службу родовспоможения и был назначен для этого главным специалистом по акушерско-гинекологической помощи отдела здравоохранения облисполкома. При этом никогда не оставлял врачебную практику.

- Не так давно, пересматривая папины записи, прочитала в отчете, что он, будучи ответственным за всю акушерско-гинекологическую помощь в облздраве, сам за год выполнил 137 операций. Ездил по районам и брал на себя все самые трудные случаи. Когда папа работал главным врачом, мы жили в старой постройке в больничном дворе. Вроде в шаге от места работы, но отца мы практически дома не видели. Он все время проводил в больнице. В бытность его специалистом по акушерству и гинекологии отдела здравоохранения, мы жили с деревянной двухэтажке в районе нынешнего кинотеатра по Горького. В роддом его регулярно вызывали по ночам. Шел пешком. Говорил, что до улицы Василька добирается за пятнадцать минут.

Не помню, чтобы в нашей семье были разговоры о чем-то другом, кроме медицины. Тем более, что и мама Прасковья Петровна работала акушеркой. - рассказывает Светлана Павловна.

Вспоминает: отец с головой уходил в работу, если и был дома, то постоянно что-то читал, обсуждал по телефону сложные случаи с коллегами из других регионов, советовался с ними. Квартира была небольшой, но в большой семье было за правило в это время главу не тревожить.

Под его руководством была налажена служба родовспоможения в Гродненской области. А он сам первым выполнил ряд сложных, а нередко и уникальных операций. В областной газете «Гродненская правда» за февраль 1950 года сообщалось, что «в городской больнице заслуженный врач БССР П.Е.Терешков сделал редкую для того времени операцию кесарево сечение крестьянке из деревни Привалки». Тогда это было действительно ноу-хау.

Сегодня такие, как и другие уникальные в середине прошлого века, операции проводятся довольно часто, техникой их выполнения владеют многие акушеры-гинекологи. Сама служба родовспоможения, как и вся медицина, в своем развитии шагнули далеко вперед. Интересные цифры в подтверждения этого можно узнать в музее областного перинатального центра. К примеру, в 1963 году, когда лечебное учреждение только переселилось в новое здание по улице Горького, здесь провели без малого три тысячи родов, при этом широко используемые сейчас щадящие операции кесарева сечения составили 2,2 процента. А вот удельный вес по нынешним временам давно ушедших в историю акушерских щипцов тогда еще оставался на уровне 2,9 процента, хотя и значительно снизился по сравнению с первыми послевоенными годами. Существенное снижение было и по материнской смертности, хотя она и оставалась на уровне 39,5 промилле. Надо сказать, что в последнее десятилетие в центре таких случаев в перинатальном центе не было вообще. Показатель перинатальной смертности, который у нас теперь на уровне самых передовых стран мира, был 25,9 промилле. Но и это тогда считалось как существенное снижение.

Надо отдать должное врачам - новаторам и энтузиастам, которые много сил приложили для развития и совершенствования акушерско-гинекологической помощи. В числе их на первых строчках значится Павел Ефимович Терешков, который был организатором службы и в то же время спас жизнь и здоровье, помог познать счастье материнства многим жительницам области.

За долголетний труд он был награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Уйдя на заслуженный отдых, еще долго работал акушером-гинекологом в областной больнице. И только разменяв седьмой десяток, покинул практику, до конца своих дней оставаясь в душе врачом и патриотом.

Павел Ефимович Терешков. 50-е годы

Немудрено, что по стопам родителей пошли трое из пяти детей. Родительскую профессию выбрала и дочь Светлана Терешкова. Сегодня, вспоминая время определения с делом жизни после окончания седьмой гродненской школы, Светлана Павловна называет свой приход в медицину знаком судьбы. Получив аттестат о среднем образовании с отличием, золотая медалистка могла выбрать любой вуз и любой профиль, а пошла учиться на врача.

- Отец нам, детям, постоянно подчеркивал, что бесплатное образование, как и бесплатная медицина, в нашей стране – это величайшее благо для людей. Это всем надо ценить, а нам отлично учиться в школе и получать высшее образование. Мой старший брат поступил в Москву учиться на горного инженера, и я последовала туда за ним. Сначала, было, подала документы в МГУ на факультет романских языков, но через три дня сомнений все же забрала и пошла штурмовать медицинский вуз. В приемной комиссии недоумевали: что еще желать, когда тебя без московской приписки зачисляют в престижный вуз по результатам аттестата. А в мединституте такая прописка являлась обязательной, без нее даже при аттестате с отличием никак не обойтись. Мне объяснили, что условие это незыблемо, и отказали. Тогда я решила получить профессию врача в Минске, - вспоминает Светлана Павловна.

Минский государственный медицинский институт она окончила в 1959 году. Во время учебы практику проходила в Гродно. Посчастливилось находиться в роддоме рядом с отцом, видеть его в деле своими глазами, учиться у него. Переняла не только профессиональные моменты, но и особую щепетильность в работе. Даже в подготовке ко входу в операционную или родзал, не говоря уже о проведении самих операций, он никогда не отступал от правил, соблюдая их до мелочей.

Собеседница вспоминает, как и за ее действиями отец поначалу следил как самый строгий наставник. Действенные антисептики, которые ставят барьер инфекциям, появились позже, а до того, к примеру, руки предписывалось подолгу мыть, потом обрабатывать дезраствором. Она получила строгую отцовскую нотацию, когда тот увидел ее перед подготовкой к операции со следами косметики на лице. Считал это неуважением к медперсоналу, которому потом придется отмывать маску. Их ведь в ту пору изготавливали из многослойной марли и после обработки использовали многократно.

- Уважительное, я бы даже сказала щепетильное, отношение к коллегам и к пациентам было присуще всему медицинскому составу первых послевоенных лет, и его эти люди пронесли через всю жизнь. Гродненцы это ценили, отвечали взаимностью. Помню, как ночной сторож, отдежурив положенное, не уходил домой, пока на проходной радостно, с поклоном не поприветствует всех идущих на смену врачей и медсестер.

Папа никогда ни на кого не повысил голоса, никогда ни о ком не высказывался плохо. Как-то я, будучи уже сотрудницей мединститута, позволила себе с сарказмом отозваться о вузовском профессоре. Папа тут же меня осек: мол, станешь профессором, тогда и делай замечания. А пока им не стала, слушай старших, учись у них и все запоминай, чтобы ошибок, которые могут быть у каждого, самой не повторять, - рассказывает Светлана Павловна.

Светлана Терешкова на заседании медико-санитарного совета в мединституте. 70-е годы

Признается: не только опыт отца, но и его строгости, его наставления расценивала как хорошую профессиональную школу. Потому, несмотря на предложение оставаться в столичном вузе, с дипломом врача вернулась в Гродно. Чуть больше года работала врачом-ординатором Гродненского родильного дома. А после успешно выдержала испытание районной больницей. Конечно, направление в Кореличи, где не было акушера-гинеколога, восприняла с опасением - опыта-то для самостоятельной работы явно не хватает. Первое время старалась заручиться помощью главного врача районной больницы. Владимира Константиновича Шута в районе очень уважали и называли образно мастером «на все медицинские руки».

- Первое время под его зорким оком действовала. Особенно в сложных случаях, когда и щипцы в родах приходилось использовать, и повороты, то есть разворачивать ребенка при поперечном прилежании в утробе матери, выполнять. Такие технологии очень рисковые и травмирующие, от врача они требовали филигранной работы. Благодаря умной аппаратуре и научной поддержке здравоохранения их давно уже не используют. Будучи сотрудницей кафедры акушерства и гинекологии Гродненского мединститута, мне было радостно вырабатывать новые подходы в оказании помощи женщинам и учить студентов передовым методам такой помощи, - рассказывает Светлана Павловна.

 Когда в гродненском вузе открылась кафедра и соответствующая аспирантура по акушерству и гинекологии, она вернулась из райцентра и поступила учиться. Успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Особенности сердечной деятельности плода при поздних токсикозах беременных».

Свою работу над диссертацией вспоминает и в подтверждение того, насколько шагнуло вперед отечественное здравоохранение. Аппаратура, которая помогает следить за состоянием ребенка в утробе матери, сегодня в областном перинатальном центре как само собой разумеющееся. А Светлане Терешковой, чтобы провести такие исследования на уровне, пришлось ехать в столицу, в Московский медицинский институт имени Пирогова, заручившись письменными просьбами ректора Дмитрия Андреевича Маслакова к профессору Леониду Семеновичу Персианинову. Тяжелый чемодан со старым электрокардиографом, который на всякий случай тащила из Гродно, она там так и не открыла…

Сотрудники кафедры мединститута и практические акушеры-гинекологи Гродно. 70-е годы

Более сорока лет доцент Светлана Павловна Терешкова работала на кафедре акушерства и гинекологии медуниверситета, написала более сорока научных работ, внесла и внедрила в практику два рационализаторских предложения. И все это время не порывала с практическим здравоохранением. Крепкие связи медицинского вуза и главного родовспомогательного учреждения области существовали традиционно. Специалисты науки наравне с практиками дежурили в родзале и реанимации, проводили амбулаторные консультации и профилактическую работу. «Кафедралов», как и практических врачей роддома, могли вызвать на работу в любое время суток.

Так повелось с первых дней создания вузовской кафедры, которую возглавил Михаил Вениаминович Могилев. Моя собеседница рассказывает, что у него было чему поучиться не только студентам, а и коллегам. Своего рода эксклюзивом можно назвать то, что в операционной профессор работал не в резиновых, а в белых тонких хлопчатобумажных перчатках. И так виртуозно владел операционным инструментом, что они оставались чистыми и после операции.

 Светлана Павловна с особой теплотой в голосе называет мне фамилии людей, с кем, как она считает, посчастливилось работать на женское здоровье и счастливое материнство в гродненском роддоме. Главные врачи главного родовспомогательного учреждения Мария Павловна Новицкая, Анна Никитична Адонкина, истинные профессионалы Роза Борисовна Фейгина, Валентина Владимировна Ботвиловская, Семен Семенович Гершановский, Григорий Михайлович Кондрусевич и многие другие, с кем неразрывно связана история гродненской медицины.

То, что в области в числе этих профессионалов до сих пор добрым словом вспоминают и врачей Терешковых, вполне закономерно. Светлана Павловна награждена почетным знаком «Отличник здравоохранения», медалью «За доблестный труд», Почетной грамотой Верховного Совета Республики Беларусь. Имеет продолжателей медицинского дела в лице родной дочери, которая практикует в столице, и двух племянников.

Светлана Терешкова на первомайской демонстрации. 60-е годы

 За развитием медицины, как и в целом происходящим в стране и мире, сегодня она следит по рассказам родных людей и по средствам массовой информации. В ходе нашей беседы не раз выражала удовлетворение тем, как совершенствуется ее любимое направление в медицине. Аппаратура подобна той, на которой в начале своей научной карьеры она работала в Москве, сегодня в областном перинатальном центре как само собой разумеющееся. И не только здесь. Современные женские консультации и родовспомогательные учреждения невозможно представить без диагностического оборудования. И оно постоянно пополняется и обновляется. К примеру, фетальные мониторы (не так давно таких новейших аппаратов приобретено для лечебных учреждений Гродненщины за счет средств областного бюджета три десятка) с высокой точностью фиксируют все нюансы развития плода, помогают следить за частотой сердечных сокращений, движениями и другими параметрами, своевременно выявлять отклонения в состоянии матери и ребенка. Благодаря широкому спектру функциональных опций, информативности, эргономичности они стали надежными техническими помощниками акушеров-гинекологов в снижении рисков развития осложнений беременности и родов, в повышении уровня безопасности для будущих мам и их детей.

Светлана Терешкова принимает пациентов. 1978 год

Честно признаюсь: мне очень импонирует круг интересов моей собеседницы. Она постоянный подписчик на периодику, увлеченный читатель городской библиотеки. Признается, что в поход за интересной книгой от кинотеатра «Космос» до Фортов может отправиться пешком. А еще она активная дачница. Как сторонница формулы «движение – это жизнь», я встретила в лице моей собеседницы полную поддержку и понимание.

 Рассуждая о будущем отечественной медицины, сходимся во мнении – в нашем государстве, где забота о человеке поставлена во главу угла, она имеет прекрасные перспективы. Это касается и нового поколения медиков. Из своего преподавательского опыта Светлана Павловна делает заключение: гродненский медицинский вуз всегда готовил сильные кадры, заинтересованные служить медицине и людям.

Не могла не задать собеседнице вопрос относительно ее «космической» фамилии. Отвечает, что сразу после полета Валентины Терешковой такой фамильной аналогией у нее интересовались не единожды. Был случай, что участники одного совещания в московском кабинете профессора Персианинова потеряли дар речи, когда секретарь назвала фамилию женщины, ожидающей приема. Правда, хозяин кабинета о такой посетительнице был предупрежден заранее и ответил секретарю, что «эта «Терешкова может немного подождать».

Можно образно сказать, что у династии гродненских Терешковых своя орбита – медицинская. И они на ней ни дни, ни месяцы, а годы, внося свой достойный вклад в развитие отечественного здравоохранения.

Светлана Павловна Терешкова: медицинская орбита врачебной династии

Ваш жизненный девиз?

Быть профессионалом, оказывать людям достойную помощь.

Ваши пожелания молодому поколению медиков?

Любить людей и делать все возможное во благо их здоровья.

 

Другие новости: