Здоровье народа и демографическая безопасность, работа ФАПов. Актуальные вопросы рассмотрены на очередной коллегии главного управления здравоохранения

20.06.2025

На коллегии проанализирована реализация в Гродненской области Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность» в первом квартале и за пять месяцев текущего года. Отмечены успешное выполнение мероприятий регионального комплекса, совершенствование системы охраны материнства и детства, укрепление института семьи, улучшение здоровья населения путем формирования самосохранительного поведения, снижение преждевременной смертности и результативная профилактика распространения негативных явлений пьянства и алкоголизма, ВИЧ инфекции, туберкулеза, совершенствование функционирования системы здравоохранения и другие направления. Это результат стабильного финансирования выполнения Госпрограммы, которое в первом квартале составило свыше 250 миллионов рублей, и слаженной целенаправленной работы в первую очередь системы здравоохранения.

По итогам первого квартала достигнуты 22 из 24 анализируемых целевых показателей, позитивная тенденция сохраняется. При этом 14 показателей улучшены, в том числе младенческой и детской смертности, охвата диспансеризацией взрослого населения, тяжести первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста, выполненных интервенционных чрескожных вмешательств на артериях сердца, выполненных имплантаций электрокардиостимуляторов и других устройств, охвата комплексным обследованием пациентов с острыми нарушениями мозгового кровообращения, доли пациентов со злокачественными новообразованиями, состоящих на учете 5 лет и более, заболеваемости и смертности населения от туберкулеза и другие.

Доступность качественных медицинских услуг на Гродненщине за январь-март составила 106,4 % (при целевом показателе 95,0). Коэффициент младенческой смертности – 0,6 промилле, в пять раз ниже по сравнению с целевым показателем. Выше целевого показателя охват населения работой команд врачей общей практики.

Акцентировано особое внимание на такие показатели подпрограммы «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний» как коэффициент смертности трудоспособного населения и летальность от острого нарушения мозгового кровообращения. Анализируя последний, главный внештатный специалист главного управления здравоохранения по неврологии, заведующий неврологическим отделением Гродненской университетской клиники Петр Хоперский отметил необходимость работы по повышению осведомленности населения как о профилактике заболевания, так и о своевременном обращении за медицинской помощью пациентов с ОНМК. При этом важны уровень знаний и активизация работы первичного звена, скорой медицинской помощи по вопросам ранней диагностики, улучшение качества оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе и ранней реабилитации, четкая интеграция и преемственность всех заинтересованных медицинских подразделений, что позволит улучшить показатели помощи и минимизировать инвалидизирующие последствия заболевания.

Болезни сердечно-сосудистой системы стоят на первом месте в структуре смертности трудоспособного населения, что диктует особое внимание к кардиологическому профилю. В области отмечено расширение оказания интервенционной помощи таким пациентам. Она проводится как в областном кардиоцентре, так и в межрайонных центрах Островецкой ЦРКБ и Волковысской ЦРБ, а с мая нынешнего года начата в Лидской ЦРБ. За первый квартал количество выполненных интервенционных чрескожных вмешательств на артериях сердца составило 430,5 на 1 млн. человек – это значительно выше целевого показателя Государственной программы. Однако в отдельных районах отстают по количеству ЧКВ. В разрезе районов разнится и ситуация по имплантации электрокардиостимуляторов (ЭКС) и других устройств и охвату интервенционными чрескожными вмешательствами на артериях сердца пациентов с острым коронарным синдромом. В подтверждение на коллегии названы конкретные адреса. Начальник главного управления здравоохранения Людмила Кеда акцентировала на это внимание и поручила провести еще более глубокий анализ работы каждого подразделения с детальным разбором конкретных случаев оказания помощи.

Перед руководителями районных лечебных учреждений поставлена задача более активной работы и выполнения всех запланированных мероприятий и показателей Государственной программы.

При анализе показателей подпрограммы «Обеспечение функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь» отмечены активные темпы в области улучшения инфраструктуры и ресурсных возможностей, включая материально-техническое и технологическое оснащение организаций здравоохранения на основе инновационных подходов. За первый квартал в учреждениях здравоохранения выполнено ремонтно-строительных работ на сумму свыше 45 миллионов рублей. На строительство новых объектов израсходовано более 24 миллионов. Получено 130 единиц медицинского оборудования на сумму 6,7 млн. рублей.

На коллегии проанализированы результаты оценки работы фельдшерско-акушерских пунктов области. Она проведена рабочей группой по оказанию организационно-методической помощи специалистам со средним медицинским образованием ФАПов согласно приказу главного управления здравоохранения. Всесторонне изучена работа 35 ФАПов 11 учреждений здравоохранения. В центре внимания были ведение документации, оснащение ФАПов изделиями медицинского назначения, медицинской техникой, владение медработниками знаниями по оказанию скорой (неотложной) медицинской помощи, преемственность с центральной районной больницей, амбулаториями, реализация лекарственных препаратов и другие аспекты.

Работа фельдшерско-акушерских пунктов регламентирована, и в большинстве случаев медицинские работники следуют всем нормам и правилам оказания помощи. Организована реализация лекарственных препаратов населению сельских населённых пунктов, в наличии есть лекарственные препараты, обязательные для розничной реализации согласно постановлению Минздрава.

Отдельные замечания, высказанные рабочей группой, касались правильности ведение форм и журналов первичной медицинской документации на ФАПах, информативности сведений об обслуживаемом населении, соблюдения санитарно-эпидемиологических требований. Они доведены до сведения руководителей районных учреждений здравоохранения и сотрудников ФАПов, и восприняты как руководство к действию. Вопросы работы фельдшерско-акушерских пунктов остаются на постоянном контроле главного управления здравоохранения.

На коллегии также рассмотрен вопрос об итогах работы организаций здравоохранения области в минувший осенне-зимний период и задачах по подготовке к работе в осенне-зимний период 2025/2026 годы.

Другие новости: