Ванда Альбиновна Мицкевич: женское лицо хирургии, романтик и практик, 47 лет в операционной

18.07.2024

медики-патриотыОб основных достижениях в медицине сегодня принято говорить в контексте инноваций и новых технологий. Но путь к этим вершинам всегда основан на прошлом опыте и самоотверженности людей, которых с полным правом можно назвать медиками-патриотами.  К 80-летию здравоохранения Гродненщины в проекте "Медики-патриоты Гродненской области" мы рассказываем о тех, кто внес большой вклад в его развитие, кто служит ярким примером преданности профессии и тех перемен, которые происходили в медицинской отрасли и поднимали ее на новый уровень.

 

 Ванда Мицкевич врач областной больницы. 1987 год

Хирург Гродненской университетской клиники Ванда Мицкевич первую самостоятельную операцию выполнила почти полвека назад. В те времена женщин-хирургов не то что в области, в республике по пальцам можно было пересчитать. Это сейчас представительницы слабого пола прочно обосновались в некогда традиционно мужском направлении медицины и даже со временем могут получить гендерное превосходство. Сужу по тому, что из выпускников-интернов ГрГМУ прошлого года, избравших хирургию, более половины - представительницы слабого пола. В детской хирургии вообще женское превосходство. И такое, по информации клинического отдела, вовсе не исключение, а тенденция последнего времени.

 - Во времена моего студенчества в Гродно хирургическим исключением была Лилия Васильевна Макшанова - супруга заведующего кафедрой общей хирургии мединститута, доктора медицинских наук, профессора Ивана Яковлевича Макшанова, который считается основателем научной школы Республики Беларусь в области хирургии. Она вела у нас занятия, а практиковала в железнодорожной больнице. Для меня с первых лет учебы в медицинском институте она стала своеобразным эталоном в профессии и ассоциировалась с тем романтическим образом врача, который мне представлялся с детских лет и который привел в профессию, - рассказывает Ванда Альбиновна.

 Немногим позже в гродненскую хирургию пришли Ольга Ильинична Дубровщик и Наталья Дмитриевна Маслакова. Но в отличие от Ванды Альбиновны, которая оставалась чисто практическим врачом, обе сочетали науку и практику, работали в операционной и учили студентов.

 Известные гродненские мужчины-хирурги того времени, с которыми мне довелось обсуждать женскую тему в профессии, признавались: слабый пол в своем деле они не дооценивали, а некоторые и вовсе не признавали его способности встать наравне с мужчинами. Хотя были категорически не согласны с образом Веры Семеновны из фильма «Покровские ворота», которая с зажатой в зубах папиросой грозно произносила ставшей крылатой фразу «Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита!». Ибо первых в области – женщин хирургов видели как настоящих женщин, интеллигентных, обаятельных, душевных, и при этом упорных, трудолюбивых, стремящихся выполнять свою работу не хуже мужчин.

 Ванда Мицкевич с 10 группой 5 курса Гродненского мединститута. 1977 год

Ванда Альбиновна признается: десятки, если не сотни раз, ее пытались разубедить не заниматься мужским делом, иной раз даже довольно жестко указывая, что такой хрупкой девчонке не место в операционной. Но она упорно шла за мечтой.

- В детстве я много читала, и скорее всего именно из книг в моем воображении сложился романтический образ доктора в операционной. Хотя в реальной жизни с медициной¸ а тем более с хирургией, у меня, сельской девчонки, близкого знакомства не было. Родители у меня простые люди: папа работал на заводе, мама вела домашнее хозяйство. Они и не помышляли иметь своего доктора. Тем более, что в медицинский вуз в то время конкурс был огромный, - вспоминает Ванда Альбиновна.

Она буквально корпела над учебниками, целенаправленно готовилась стать студенткой. Не повернула вспять, когда, приехав подавать документы, увидела огромный поток абитуриентов, многих в сопровождении родителей. Как знать, может ее целеустремленность и пришлась по душе ее судьбе, раз успешно выдержала экзамены и стала студенткой.

Только в студенчестве она увидела больничную жизнь на практике. Для кого-то это было стрессом, а ее романтика профессии словно заворожила. «Подержать за крючки» в операционной считала за огромное счастье! Понимая, что нужны огромные усилия, поэтому настойчиво училась, не пропустила ни одного практического занятия, старалась попасть на дежурства.

- Мы с подружкой все время бегали по больницам, просились на дежурства. Занимались в кружке по хирургии. Кстати, среди кружковцев уже было несколько девчонок, часть из которых на старших курсах при определении специализации благодаря высокому баллу по учебе была зачислена в хирургическую группу. Не все, но некоторые после вуза работали в избранном направлении, правда в поликлиническом звене. В больничную операционную я попала единственная, - рассказывает собеседница.

 Ванда Мицкевич во время прохождения интернатуры в областной больнице. 70-е годыНо и этот путь за мечтой был не гладким. Как обладательница «красного диплома» на распределении шла в первых рядах, но места работы хирурга ей, скорее всего из-за принадлежности к слабому полу, не досталось. Хотя распределиться анестезиологом с интернатурой в главной клинике области многие сочли бы за счастье. А она расстроилась. Потому, набравшись смелости, пошла в облздрав. Добилась на прием к руководителю медицинской службы области. Федор Антонович Богданович, несмотря на ответственную основную должность, не отказался полностью и от практики – брал дежурства по хирургии в больницах. Он вспомнил, что встречал там целеустремленную студенточку, и оценив ее настойчивость, согласился на перераспределение. Правда, не в областную клинику , а на район. И она отказалась от перспектив областного центра и поехала в горпоселок Острино, что на Щучинщине. В местной больнице было хирургическое отделение на сорок коек, где и прошла проверку на прочность начинающий хирург.

 - В Острино сменила Владимира Сазонова, который там начинал как практик и позже много лет руководил больницей скорой медицинской помощи в Гродно. Коллеги шутили, что я пришла на «карьерную стезю». На самом деле должности руководителя у меня и в мыслях не было. А вот практическая хирургия -- это мое! В горпоселковой больнице я посвятила любимому делу шесть лет, - признается собеседница.

…Как-то много лет спустя к уже известному хирургу главной клиники области Ванде Мицкевич пришла с букетом цветов средних лет женщина. «Не узнаете бывшую пациентку?» - спросила загадочно. Не мудрено, что доктор гостью не узнала. Ведь тогда, четыре десятилетия назад та была пятилетней девочкой, которую оперировала начинающий хирург остринской больницы. Операция была сложная, с большими рисками для пациентки в будущем не стать мамой. Но все прошло успешно. Счастье материнства и безмерная благодарность доктору для теперь же взрослой женщины подвигли на встречу с ним.

То, что приходилось выполнять молодому хирургу в Остринской больнице, большой хирургией не называют. Но при этом диагнозы, с которыми приходилось сталкиваться и бороться за здоровье пациентов у операционного стола, были самые разные и даже жизнеугрожающие. Прободные язвы, грыжи и целый ряд других нередко заставляли действовать и экстренно, не надеясь на поддержку специалистов из района, а тем более области.

С сожалением расставались остринцы с доктором, которая после шести лет работы в поселковой больнице, намерилась уйти в большую хирургию. В Гродно как раз открывался новый хирургический корпус областной больницы, создавались новые отделения. В одном из них – гнойной хирургии с ожоговыми койками и предложили работу Ванде Мицкевич. И она стала по сути первым в области комбустиологом.

Труд ожогового врача — тяжелое занятие. Термические поражения протекают очень тяжело, грозят осложнениями, требуют незамедлительных реакций, быстрых и четких действий. «По лоскуточкам «латать» приходилось», - так вспоминает Ванда Альбиновна свою ожоговую практику, называя ее образно тонкой ручной работой. Уже тогда она занималась пластикой обширных дефектов сетчатыми трансплантатами, что сказывалось на результатах лечения.

- Современное лечение ожогов, безусловно, ощутимо совершенствовано: появились ожоговые кровати, биологические повязки. Добавилось возможностей и в хирургическом косметологическом лечении. Но при всем этом напряжения и ответственности от врача требуется не меньше, - отвечает Ванда Альбиновна на мой вопрос о том, насколько продвинулось это направление, которое работает и на спасение жизней, и на их качество.

Когда позже ожоговую хирургию из областной больницы переместили в БСМП, ей предложили там должность заведующей отделением. Но она осталась в областной больнице, потому что, как признается, сердцем «приросла» здесь. И занялась проктологией. Надо сказать, что ее часто приглашали в БСМП как консультанта и помощника в сложных случаях. Вот и на недавнем праздновании юбилея ожогового отделения она была в качестве самого почетного гостя.

 Ванда Мицкевич с коллективом Остринской больницы

Мой вопрос, сколько раз за свою практическую работу хирурга она входила в операционную, собеседницу озадачил. Такого конкретного счета не вела. Было время, половину операций в отделении выполняла. Были очень сложные большие вмешательства на кишечнике, восстановительные и спасительные, экстренные.

В тяжелейшее для всех время пандемии оставалась в числе оперирующих хирургов. И были пациенты с диагнозами, с которыми и в обычной жизни встречаешься далеко не каждый день. Запомнился Ванде Альбиновне молодой человек, у которого на фоне ковида развилось одно из самых коварных проктологических заболеваний - острый паропроктит. Гнойное воспаление жировой клетчатки, огибающей прямую кишку, грозило привести к тяжелейшим последствиям и требовало немедленного хирургического вмешательства. Ванда Альбиновна и ее коллега Светлана Ждонец в защитных костюмах, очках, с тремя парами перчаток несколько часов работали в ковидной операционной, куда пациента доставили из отделения реанимации.

Рассказывает, как спасали пациента с тотальным панкреотонекрозом. Это грозное осложнение острого панкреатита -- омертвление ткани поджелудочной железы было серьезной угрозой для жизни.. Больше месяца она и ее коллеги по отделению продолжали лечение в реанимации: чистили, делали перевязки…

- Мужчина долгое время был на ИВЛ. Когда задышал сам, обратился ко мне по имени- отчеству и поблагодарил. Это было неожиданно и так трогательно. И хотя вроде сказанное адресовалось мне, передала эти слова благодарности заслуживающим их коллегам. Вообще, хирургия - это командная работа. Хирургу особенно в операционной важно иметь крепкие нервы и… хорошего напарника, ассистента, понимающих его грамотных анестезиолога-реаниматолога, операционную медсестру, -признается Ванда Альбиновна.

При этом добавляет, что и «слабому полу» хирургия вполне по силам. В пример приводит свою коллегу Светлану Ждонец. Еще не так давно они двое были «женским лицом» хирургии в главной клинике области. А сегодня весь состав отделения гнойной хирургии женский.

Честно сказать, мне трудно представить, как эти хрупкие женщины по несколько часов в день проводят в операционной. Само название отделения - гнойной хирургии говорит о том, с какими пациентами приходится иметь дело. Абсцессы, флегмоны, требующие закрытия кишечные стомы, ампутации… Высокотехнологичные и сложные операции в числе других хирургических вмешательств здесь не редкость. По сути, освоены все возможные виды хирургических вмешательств при проктологической патологии в соответствии с мировыми стандартами и технологиями: реконструктивные, восстановительные, лапароскопические. В последние годы список традиционных методов ощутимо расширила лапароскопия. А в помощь хирургам - самые современные методы обследования и лечения: ректороманоскопия, колоноскопия, УЗИ, МРТ, РКТ, виртуальная эндоскопия.

- А как пациенты реагируют на то, что оперировать их будут такие хрупкие на вид женщины-хирурги? – интересуюсь у Ванды Альбиновны.

- Это когда-то относились с ярко выраженным недоверием, а сегодня никого таким не удивишь. Более того, пациентки женского пола почему-то нас предпочитают. Особенно на поликлиническом приеме это ярко выражено, - отвечает собеседница.

 Есть ли в хирургии дискриминация по гендерному признаку? Внешне она, конечно, не заметна. Однако при прочих равных условиях негласное предпочтение мужчине, который не уйдет в декретный отпуск, не возьмет больничный по уходу за заболевшим ребенком, его не ждут дома кухня, уборка, стирка. Высокий профессиональный уровень – единственное, что может противостоять подобному предвзятому отношению. А его Ванде Мицкевич, как говориться, не занимать.

Несколько лет назад, уступив дорогу молодым, скальпелем она стала работать реже, перейдя на прием пациентов в поликлинике онкодиспансера. Однако, можно сказать, незаменимый специалист с конца прошлого года по просьбе руководства снова по полной работает в стационаре.

- Уже не раз слышала в свой адрес совет «поберечь себя, сбавлять обороты». Но для меня это означает расстаться с делом своей жизни, ибо работать вполсилы я просто не умею. Наверное, надо благодарить судьбу за то, что не разочаровалось в том, о чем мечтала с детства, - откровенничает моя собеседница.

Именно работа заполнила пустоту после потери супруга, а сегодня с учетом возраста -- в январе разменяет седьмой десяток, служит прекрасным стимулом быть в тонусе. Чтобы держать себя в форме и в настроении, а это очень важно в работе врача, посещает занятия фитнесом. Признается: большой спортсменкой никогда не была, однако из всех телепередач предпочитает спортивные, особенно теннис и футбол. Самое любимое занятие в свободное время сохраняется с детских лет – много читает. Хорошая мудрая книга, как и любимая работа, можно сказать, множит жизненные силы.

Приятно слышать, с какой любовью говорит моя собеседница о медицине и о профессии медицинского работника. Избрав ее полвека назад, не пожалела, не разочаровалась. Довольна, что в медицину пошла и работает врачом дочь. Радуется тому, как движется вперед и развивается родное для нее лечебное учреждение - главная больница области, которая сегодня в статусе университетской клиники. Вот и хирургический корпус, который по сути привел ее сюда без малого четыре десятилетия назад, преобразился до неузнаваемости. Капитальный ремонт – это в первую очередь забота о пациентах, об их современном лечении и условиях пребывания в стационаре, что тоже значимо в системе оказания помощи.

А если сравнивать саму хирургию времен молодости Ванды Альбиновны и нынешнюю, то это, как говорится, небо и земля. Активно развивается рентгенэндоваскулярная хирургия, эндоскопическая и видеолапароскопическая хирургия. Уровень малоинвазивных вмешательств в хирургических отделениях почти пятидесятипроцентный.

Но как бы не обновлялась аппаратура и больничные корпуса, на первое месте в результативности помощи ветеран хирургии Ванда Альбиновна Мицкевич ставит профессионализм и душевное отношение к пациентам. Да, хирурги должны обладать такими качествами, как решительность, стрессоустойчивость и физическая выносливость, соглашается со мной собеседница. Однако жизнь доказала, что особое тепло женских рук и сердец сродни лекарству, которое помогает поставить человека на ноги даже в самых сложных случаях.

 

-Ваш жизненный девиз?

 - Относиться к делу с полной самоотдачей.

-Ваши пожелания молодому поколению медиков?

 - Любить профессию и своих пациентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Другие новости: