Владимир Владимирович Гончаров: бесценный опыт подполковника - военврача, профи в гепатологии, медицинское долголетие
06.06.2024Об основных достижениях в медицине сегодня принято говорить в контексте инноваций и новых технологий. Но путь к этим вершинам всегда основан на прошлом опыте и самоотверженности людей, которых с полным правом можно назвать медиками-патриотами. К 80-летию здравоохранения Гродненщины в проекте "Медики-патриоты Гродненской области" мы рассказываем о тех, кто внес большой вклад в его развитие, кто служит ярким примером преданности профессии и тех перемен, которые происходили в медицинской отрасли и поднимали ее на новый уровень.
За героем моего будущего интервью, встретившего меня у проходной инфекционной больницы, следовать едва успеваю. Заметив это и извинившись за свой стремительный темп, Владимир Владимирович Гончаров кается: скорость у него в привычке с молодости и поныне. А ведь нынешний его возраст - две солидные семерки!
Военная закалка - так поясняет мой герой долголетие своей трудовой активности. Впрочем, даже не зная его биографии, по военной выправке можно точно угадать определенную ее часть.
После окончания школы скромный паренек из Речицы поехал поступать в Витебский медицинский институт с намерением стать обыкновенным доктором. Все изменилось, когда четверокурсникам предложили одеть погоны, а для этого перевестись в Куйбышев, где в медицинском институте был военно-медицинский факультет.
- Из нашего вуза на предложение откликнулось три десятка студентов. Столько же приехало из Гродно. Всего же на факультет набрали 250 курсантов со всех уголков великой страны. Учиться было интересно и, несмотря на определенные особенности по сравнению с «гражданкой», меня ничуть не тяготило. По характеру я человек усидчивый, если поставил цель – буду настойчиво ее достигать, - признается мой собеседник.
Через два года Гончаров получил заветный диплом, где в графе специальность значилось «военный врач». И отправился на первое место службы - в Забайкальский военный округ. Место дислокации госпиталя -- потрясающе красивый, «растворяющийся» в сопках город Сретенск на реке Шилка /бассейн реки Амур/, расположенный в семи тысячах километров от Москвы. Именно здесь произошла его специализация в медицине как инфекциониста, с которой будет связана вся его дальнейшая жизнь.
________________________________________
После восьми лет в Забайкалье новое назначение – группа советский войск в Германии. В военном госпитале занял должность заведующего инфекционным отделением.
Следующее назначение - Кабульский инфекционный госпиталь. До начала вывода советских войск из Афганистана еще целых три года, боевые действия продолжаются…
На мой вопрос о том непростом для него времени и без того по-военному немногословный Гончаров отвечает кратко: разве может быть безопасно на войне? Узнаю только, что за два года службы почувствовал на себе, что такое землетрясение в пять баллов и наяву встретился с самыми разными инфекциями, часть из которых знал до сего времени в теории. В госпитале лечили не только наших воинов, а и местное население. Целых два отделения - по восемьдесят коек каждое были отведены под брюшной тиф, четыре отделения по восемьдесят коек - под вирусный гепатит А.
- Могу сказать, что для меня это была огромная практика: «увидеть в лицо» очень многие инфекционные болезни. Большинство из них за последующие годы работы так и не встретил – в Беларуси они не регистрируются. Но были моменты, когда афганский опыт помог в диагностике большой опасности, - говорит Владимир Владимирович и приводит случай из своей практики.
Был он тогда заведующим инфекционным отделением в гродненском госпитале, куда получил назначение после Афганистана. Доставили сюда тридцатилетнего летчика с первичным диагнозом очаговый нефрит. Но как говорится, опытный глаз Гончарова рассмотрел первоисточник проблемы, который и подтвердил анализ крови - брюшной тиф. Как позже выяснилось, отдыхал пациент, как тогда говорили, «на югах» по полной программе, строгостей в питании не придерживался… Тромбоэмболия легочной артерии, инфаркт-пневмония, миокардит, кишечное кровотечение, тромбоз сосудов конечностей - это лишь часть из осложнений, которые успели развиться. Два месяца шла непрерывная борьба за жизнь в полном смысле этого слова. И в том числе благодаря опыту военврача подполковника Гончарова тяжелейшего пациента не только поставили на ноги, но и вернули в строй. Правда, в небо для него путь был уже заказан, но летный опыт пригодился на службе на земле.
Вот уже без малого четыре десятилетия Владимир Владимирович в городе на Немане, который сам называет родным. Более тридцати лет прошло, как подполковник медицинской службы, как выражается сам, «на гражданке»: начальник инфекционного отделения гродненского военного госпиталя, у которого заканчивался срок службы, откликнулся на приглашение гражданской медицины и пришел в областную клиническую инфекционную больницу.
В девяностые годы прошлого столетия в Гродно на базе инфекционной больницы впервые в стране создали областной гепатологический центр, который позже преобразовали в республиканский. Его основатель профессор Владимир Цыркунов был очень заинтересован в высококвалифицированных и грамотных кадрах.
- Особенно был нужен специалист на амбулаторном приеме, и эту должность предложил Владимиру Владимировичу, которого знал как высококлассного врача-инфекциониста. Во врачебном квалификаторе нет такого понятия как врач-гепатолог. Но его можно назвать в полном смысле народным гепатологом. Все проблемы печени, и не только инфекционные ( что предполагал лечить гепатоцентр), но и неинфекционные он знает на сто процентов. И их, несмотря на вроде бы «узкое» направление, великое множество. - рассказывает профессор Цыркунов.
Вместе с тем Владимир Цыркунов отмечает, что в специализированной областной больнице пригодился опыт Гончарова как профильного доктора- инфекциониста. Ведь он наяву видел проявление и лечение широкого спектра профильных заболеваний.
Они после реорганизации республиканского гепатоцентра до сих пор продолжают работать в своего рода тандеме. Если на приеме сложный пациент, Гончаров не преминет позвонить профессору. Не потому, что сомневается в своих знаниях, а с желанием предоставить возможность на практике продемонстрировать студентам, какими сложными и многоликими бывают инфекции.
- Одно дело теория, другое – практика. Именно она помогает лично мне разобраться, какой возбудитель стал причиной ухудшения самочувствия. Инфекционные заболевания объединяет их способность передаваться от человека к человеку и быстро распространяться в коллективе. При этом их очень много, а проявления и влияние на организм могут быть самыми разными: от едва заметных до жизнеугрожающих, - говорит мне Владимир Владимирович.
Некоторые инфекции в нашей стране можно считать побежденными. Но реальность такова, что существуют риски их завоза.
- Были случаи, к примеру, когда, зная мой опыт работы с различными инфекциями, обращались по поводу малярии. С 1960-х годов в нашей стране отсутствует местная передача малярии, однако отмечаются завозные случаи. Ежегодно в страну завозится в среднем до 9 случаев. Завоз малярии происходит как белорусами (после служебных командировок и туристических поездок), так и коренными жителями эндемичных стран, в основном стран с тропическим и субтропическим климатом, - рассказывает Гончаров.
Но все же главный его «конек» - это здоровье печени. Когда в 2007 году в инфекционной больнице было создано консультативно-диспансерное отделение и его поручили возглавить Гончарову, он оставил за собой основной прием в отдельно выделенном в его структуре консультативно-диспансерном кабинете для пациентов с вирусными гепатитами. Но так получалось, что к нему пошла вся основная патология печени.
Кстати, моя первая встреча с «лучшим печеночным доктором», произошла десять лет назад -- по народной подсказке записала к нему на прием коллегу по перу из одного района области, у которой «зашкаливали» пугающие так называемые печеночные ферменты. Владимир Владимирович внимательно изучил всю представленную диагностику, но с ходу диагноза ставить не стал, назначил обследование. Когда же диагностика была пройдена, назначил лечение. Препараты оказались не из дешевых, но ситуацию у коллеги улучшили быстро и кардинально. До сих пор в разговоре исцеленная пациентка передает через меня благодарности «мудрому седовласому доктору».
- Консультирую пациентов с заболеваниями печени главным образом для диагностики вирусных и невирусных гепатитов, но и не только. В день до двух десятков посетителей, еще больше звонков. Никому не отказываю: ни коллегам, ни пациентам. Знаю, что может нанести удар по печени и какой силы этот удар, - признается мне Владимир Владимирович.
И в перечне первостепенных рисков называет лекарственные препараты, алкоголь, сахарный диабет, туберкулез, ВИЧ, нарушения обмена.
В нашей области более пяти тысяч человек страдают от вирусных заболеваний печени. По сути, все они пациенты Гончарова. Главным врагом печени на сегодняшний день опытный гепатолог называет хронические вирусные гепатиты В и С.
Гепатит С на сегодня считается самым сложным. При этом он нередко не даёт симптомов, но очень серьёзно нарушает работу печени, за что даже получил название «ласковый убийца». Не так давно ещё диагноз «гепатит С» считался приговором. Но в его лечении произошла революция: появились препараты, действующие непосредственно на вирус, и пациенты успешно излечиваются.
Отечественный Минздрав централизованно закупил препараты для лечения белорусов. Подобного нет во многих других странах. Эффективность лекарства высокая, курс лечения – порядка 3-х месяцев. Для государства это дорогое удовольствие - более тысячи долларов на каждого больного, не считая стоимости обследования и диагностики. Но это истинная государственная забота о людях.
Консультативно-диспансерное отделение областной инфекционной больницы – своего рода центр борьбы с гепатитом С. В его задачи входит определение нуждаемости в противовирусной терапии, при необходимости ее назначение, контроль в последующем. Таких пациентов доктор Гончаров наблюдает полтора года после излечения.
В продолжение темы Владимир Владимирович отмечает: современная медицина развивается, и сейчас многие инфекции, которые раньше считались неизлечимыми, успешно поддаются коррекции и терапии. Но при этом даже те, которые считались почти побежденными, поднимают головы. Более того, природа подбрасывает все новые сюрпризы и загадки для врачей инфекционистов.
Коварным пришельцем стал коронавирус. Сегодня его уже не считают таковым. Есть четкие рекомендации и схемы лечения, отработаны тактика действий и защиты медперсонала, известны все возможные схемы порой изощренного воздействия на организм.
Поначалу же была только теория, информация разноплановая. Точно только звучало предупреждение – повести себя может самым непредсказуемым образом. Так и получилось – у первой пациентки инфекционной больницы - а это в области был первый выявленный случай коронавирусной инфекции -- вроде бы никаких особых симптомов не было, а на восьмые сутки развилась тяжелая пневмония. Но в больнице были на стороже и не проглядели.
Быть своего рода первопроходцами в любом деле непросто, а в случае с неизведанной доселе агрессивной инфекцией к тому же очень ответственно и рисково. К чести коллектива «инфекционки», он не дрогнул, справился и сегодня может гордиться своим профессионализмом и сплоченностью всех сотрудников.
Инфекционная больница первой полностью вступила в сражение с новой коварной инфекцией. За исключением, консультативно-приемного отделения, в которое шли пациенты по отдельному маршруту и входу. Но и здесь прочувствовали новую угрозу: работали в защитной экипировке, масках и ….постоянном напряжении. Потому что любая инфекция ударяет по печени, а медлить с контрударом непозволительно.
Сегодня рассекретить и побороть инфекции в клинике помогают современные технологии. Особенно большой шаг вперед сделала диагностика. Инфекционная больница вроде бы и небольшая – всего 130 коек, а есть аппарат КТ.
- Конечно, глаза доктора и фонендоскоп не отменяются, но даже самому опытному врачу таким образом не удастся увидеть то, что зафиксирует умная техника. Особенно, когда речь о поражениях легких и головного мозга. И период ковида это ярко продемонстрировал. Но кроме момента распознавания есть не менее важная задача вылечить. А в этом опыт и внимательность врачей незаменимы, - рассуждает Гончаров.
Его собственные альтруизм и врачебный профессионализм получили признание на самом высоком уровне: благодарность Президента, грамоты Минздрава и другие награды. Есть и признание народное, когда человеку с проблемами печени чаще всего посоветуют обратиться конкретно к Гончарову.
Несколько лет назад Владимир Владимирович передал пост заведующего отделением в молодые руки. При этом, сохранив за собой практику гепатолога, остался в клинике. Руководство и коллег это только порадовало: такие специалисты как Гончаров в медицине на вес золота. Уходить на заслуженный отдых Владимир Владимирович не собирается. По крайней мере, пока хватает сил лечить людей.
Откуда у него эти силы? На этот вопрос мой собеседник отвечает, как всегда, лаконично – любит свою работу. Свободное же от работы время предпочитает проводить на природе. У них с женой дача – любимое увлечение. А еще интересно, что до недавнего времени Владимир Владимирович каждую неделю выходил на лед, да не один, а с внучкой. Очевидцы рассказывают, что на коньках он гоняет так, что еще и 20-летним фору даст. А шахматы? Если вы не гроссмейстер, то ловить вам в игре против Гончарова, пожалуй, нечего. Впрочем, игра получится увлекательная.
С молодости у него и любовь к хорошей книге, которую не заменят никакие современные гаджеты. Но и современные информационные технологии он не игнорирует, используя в первую очередь как возможность пополнения знаний. Ибо, как я понимаю, народная мудрость «век живи – век учись» для настоящего профессионала от медицины - постоянное руководство к действию.
Ваш жизненный девиз? Если можешь, помоги. Ваши пожелания молодому поколению медиков? Быть к людям внимательными и терпеливыми. |