Любовь Ильинична Хорова: из семьи фронтового доктора, из пяти врачебных поколении, профессионал по глазам, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени

19.02.2024

медики-патриотыОб основных достижениях в медицине сегодня принято говорить в контексте инноваций и новых технологий. Но путь к этим вершинам всегда основан на прошлом опыте и самоотверженности людей, которых с полным правом можно назвать медиками-патриотами.  К 80-летию здравоохранения Гродненщины в проекте "Медики-патриоты Гродненской области" мы рассказываем о тех, кто внес большой вклад в его развитие, кто служит ярким примером преданности профессии и тех перемен, которые происходили в медицинской отрасли и поднимали ее на новый уровень.

Судьба человека неразрывна с историей страны. Снежным январским днем в уютной гродненской квартире Любови Ильиничны Хоровой все располагает к задушевной беседе, что называется, «за жизнь». Но начинает хозяйка с исторического: близится очередная годовщина окончания Сталинградской битвы, эпохального сражения, переломившего ход всей Второй мировой войны. В боях за Сталинград участвовал ее отец Илья Васильевич Шевцов. В фронтовой биографии кадрового военного, которая началась в 1941 году, были и сражение на Курской дуге, и освобождение белорусских земель, и путь на запад до Берлина, где он встретил Великую Победу. Каждая знаковая веха в истории Великой Отечественной для его дочери, как и для всех ее сверстников - «детей войны», а ныне старшего поколения белорусов, и в памяти, и в сердце.

 Бесценная семейная реликвия - фотография из января 1943 года. На ней работники санитарной службы, в числе которых старший лейтенант Илья Шевцов. А на обратной стороне его рукой знаковая надпись: «после разгрома немцев окруженной группировки (22 дивизии или 330 тысяч войск) противник был полностью уничтожен – истреблен доблестными войсками Сталинградского фронта».

1943

- Бывая на своей родине в Брянской области, непременно захожу в музей в городе Почеп, где есть материалы о моем героическом отце. Когда началась война и он уходил на фронт, я была трехлетним ребенком. Но память хранит образ его тех лет. Потом увидела папу только после Победы, когда он приехал за нами к бабушке, у которой мы с мамой и старшей сестрой пережили оккупацию.

 Моя мама Татьяна Васильевна во время войны спасла еврейскую девушку, которая чудом убежала, когда вели на расстрел. Но укрыться ей было негде, и мама не побоялась, привела к нам и она у нас жила. А уехала уже после окончания войны. Потом писала нам письма, прислала свою фотографию. Это фото бережно храню как память и о маме, и о пережитом нашей семьей, - рассказывает Любовь Ильинична.

___________________________________

Она признается: в медицину пошла в первую очередь по примеру отца, который в послевоенное время продолжил службу военврачом. Но был и еще один пример -- бабушка Ксения. Народная целительница лечила травами, во время войны оказывала медицинскую помощь партизанам. С особым трепетом показывает мне собеседница еще одно историческое фото, датированное 1939 годом. На нем годовалая Люба вместе с папой в военной форме, мамой и той самой бабушкой Ксенией Константиновной. Именно бабушку считают основоположником врачебной династии Шевцовых - Хоровых, общий стаж которой на сегодня составляет более двухсот пятидесяти лет.

хорова

 Моя собеседница -- Любовь Ильинична Хорова, до замужества Шевцова, достойный продолжатель семейного дела и первый представитель династии в Гродненской области. Здесь она студенткой проходила практику, позже более двадцати лет заведовала офтальмологическим отделением ( позже отделением микрохирургии глаза) в областной больнице. Одна из немногих представителей медицинской профессии, а в области единственная из женщин-врачей, удостоенная за трудовые достижения двух самых высоких государственных наград.

Семья кадрового военного Ильи Шевцова много поколесила по стране и зарубежью. Жили в Германии, в Карелии, в разных местах Беларуси. Но несмотря на многочисленные переезды и смены школ, успеваемость Любови всегда была на высоте. Аттестат зрелости после десятилетки она получала в Орше. И в этом же году поступила в Минский мединститут. Во время ее студенчества отец завершил военную службу и семья решила вернуться на родину родителей – в Брянскую область. А дочь так и осталась в Беларуси.

хорова

___________________________________

Когда училась на четвертом курсе, подружилась с пятикурсником Генрихом Хоровым. Через год поженились. И врачебный диплом она получала уже будучи молодой мамой.

- Мне было так легко и интересно учиться, что семейная жизнь нисколько не тяготила. Честно сказать, сначала где-то в душе была обида на родителей, что не отпустили в мединститут в Ленинград. Но потом даже была им благодарна, ведь на белорусской земле мне – русской девчонке посчастливилось, как говориться, найти свое счастье: и в профессии, и в семье, - откровенничает Любовь Ильинична.

Первое место работы начинающего врача Любови Хоровой - поликлиника в Юратишках на Ивьевщине. Сюда приехала вслед за мужем, который окончил институт раньше и был направлен директором медицинского училища.

Любовь Ильинична вспоминает: для нее работа в поселковом лечебном учреждении была хорошей практической школой.

- Врачей было мало, и нам приходилось работать за двоих, а то и за троих специалистов. К примеру, не было оториноларинголога, и мы по очереди его заменяли. Выходишь на прием по своей офтальмологии, а на столе уже график совмещения. Так до обеда принимаешь «глазных», а после обеда «ушных» пациентов, - вспоминает собеседница. – Самое интересное, что работать как совместителю приходилось безвозмездно. Однако и в мыслях не было поднимать вопрос об оплате. Все были так настроены: раз надо, значит надо.

хорова

___________________________________

Когда Генриха Хорова перевели на работу в областной центр, Любовь Ильинична с удовольствием приехала в Гродно. Когда она проходила здесь практику, то город очень понравился. Кстати, с Генриха Васильевича и начинается связь династии Хоровых с областной больницей. Правда, немного поработав здесь заместителем главного врача по оргметодработе, он получил должность заведующего горздравотделом. Но фамилия Хоровых не исчезла из кадрового списка главной клиники области: после окончания клинической ординатуры по офтальмологии сюда пришла Любовь Ильинична. Это было в 1967 году. Через два года она получила предложение заведовать отделением офтальмологии. В этой должности проработала 22 года. Достигнув пенсионного возраста, дело своей жизни оставила не сразу - вела прием в поликлинике.

- Застала время, когда областная больница ютилась в монастырском здании на улице Карла Маркса. Помню, как мой наставник - заведующий отделением офтальмологии Александр Тейтельбаум мечтал о новых площадях и новой аппаратуре. Тогда даже простейших офтальмологических микроскопов у нас не было, и чтобы работать с увеличением заказывали подобное оборудование у местных мастеров-умельцев. Первые заводские аппараты ( правда, с нынешними их даже сравнивать трудно) получили, когда больница справила новоселье в Пышках.

хорова

Тем не менее, глазная хирургия развивалась. Любовь Ильинична вспоминает, как хирургически лечили далеко зашедшую катаракту: делали большой разрез и доставали хрусталик. После пациенту приходилось носить очки с толстенными стеклами, которые и выполняли роль хрусталика. Ни о какой эстетике речи не шло, но так человека избавляли от грозившей ему полной слепоты.

 - Ни искусственных хрусталиков, ни бесшовной хирургии тогда не было. Все операции на глаза были сложными и для выполнявших их врачей, и для пациентов. Но оперировали очень много. Отделение было единственным в области и буквально задыхалось от перегрузки. Часто попадали к нам со сложными производственными травмами - на предприятиях страдала техника безопасности. Немало хлопот доставляла трахома. В шестидесятые годы это было распространенное вирусное заболевание, которое буквально выкручивало веки, на людей, у которых доходило до операции, нельзя было смотреть без содрогания. При трахоме важно было обращаться за лечением, как только она начиналась, а люди, особенно с сельской местности, не хотели да и не всегда имели такую возможность, и доводили себя до крайности. Пришлось применить, как теперь называется, профилактическую работу. Проводили выездные приемы, чтобы увидеть болезнь в зародыше и назначить лечение. Только благодаря таким активным действиям мы в конце концов трахому победили.

Впервые искусственные хрусталики она увидела в Москве, в институте Святослава Федорова, который в свое время дал импульс сразу нескольким направлениям, без которых немыслима современная офтальмология. Офтальмологические технологии двигались вперед, но перво-наперво в московских клиниках, до регионов доходили с трудом. Новое приходилось, что называется, добывать. Любовь Ильинична привезла партию хрусталиков в свою больницу, и операции по их имплантацию гродненцы освоили одними из первых в республике. Вспоминает и очень результативную поездку на всесоюзный офтальмологический конгресс в Ташкент, откуда привезла не только знания по лечению глазных болезней, но и договор о поставках хирургических нитей, которые в хлопководческом крае производились.

___________________________________

- А какие операции чаще всего выполняли вы? Были ли какие прерогативы у заведующей отделением?

 - Какого-то деления между офтальмологами не было и я, хоть и была в должности заведующей, работала наравне с другими коллегами. Помню, как-то главный офтальмолог республики, Заслуженный врач Татьяны Бирич, осмотрев пациентку и оценив результаты проведенной в нашем отделении сложнейшей операции, заключила, что у хирурга золотые руки. О том, что это моя пациентка, я ей сказать не решилась, постеснялась. Хотя, конечно, приятно было слышать такую оценку своего труда, - вспоминает Любовь Ильинична.

 Профессионализм и отношение к работе гродненского офтальмолога Любови Хоровой получили заслуженное признание и на государственном уровне. Страна отметила их в 1979 году орденом Трудового Красного Знамени, а в 1987 году – орденом Ленина.

- Как воспринималась столь высокая отметка труда?

- О том, что меня представили к награде, я не знала. Такая секретность, кстати, была не только в отношении меня, и другие люди узнавали о награждении из средств массовой информации. Была на офтальмологической конференции в Минске, а после ее окончания решила позвонить брату. Зашла в телефонную будку, бросила в автомат монетку и набрала его рабочий номер. Он ответил и сразу стал поздравлять. мол, прочитал в газете Указ. Для меня это была полная неожиданность просто шок, - вспоминает Любовь Ильинична. – Через некоторое время в Гродно пригласили в облисполком, где награду вручили. Не только мне вручали, но и другим награжденным представителям разных сфер. Зал был полон и все люди нас искренне поздравляли. Один ветеран-полковник долго жал мне руку и все приговаривал: такая высокая награда такой хрупкой женщине! Было, конечно, очень волнительно: как смогу оправдать такое высокое доверие руководства страны и системы здравоохранения. Трудиться и еще раз трудиться! Вот такие чувства были.

хорова

___________________________________

 Вспоминая времена своего врачевания в областной больнице, Любовь Ильиничная честно признается: полностью отдавалась работе. Бывало, что даже в праздничные дни приходилось вставать из-за стола и извиняться перед гостями, потому что срочно требовалось приехать в больницу.

 - Благо, дома у меня всегда было понимание. Поначалу помочь в воспитании сына вызвалась бабушка моего мужа, которая к нам в Юратишки приехала из Борисовского района. Но больше таких помощников в семейных делах не было, справлялись сами. Муж был на ответственном посту, который тоже требовал сил и времени, но при этом меня не ограничивал в работе, а наоборот, подталкивал. Брал на себя семейные заботы, когда мне много приходилось ездить: на специализацию, на научные форумы по всей стране, бывало дни и ночи проводить на рабочем месте. Позже именно самоотдача на работе помогла мне пережить потерю мужа.

Сегодня о моей жизни в то время можно сказать, что «разрывалась между работой и домом». Порой кажется невероятным, как это везде успевала. Но это молодость, энтузиазма - с лихвой! Такое было наше поколение: что работали самоотверженно, никто не ссылался на трудности. - говорит Любовь Ильинична.

___________________________________

Был ли у Хоровых особый секрет воспитания детей? Задаю резонный вопрос, зная, что и сын Олег, и дочь Наталья во взрослой жизни стали настоящей гордостью своих родителей.

 - Каких-то особенных методов воспитания не припомню. Наверное, дети росли самостоятельными и ответственными глядя на своих родителей. Мы сами очень ответственно относились ко всему в жизни: к работе, к общественным поручениям, к данным людям обещаниям. Помню: у нас будильник был заведен на определенное вечернее время и когда мы с мужем задерживались на работе ( а это случалось очень часто), он напоминал, что детям надо идти спать. И они всегда этому следовали, - вспоминает Любовь Ильинична.

Признается: рада за детей и гордиться ими. Особенно тем, что оба выбрали медицинскую стезю.

династия хоровых

Интересное переплетение времени. Старший сын Олег появился на свет в Гродно, когда его мама-студентка минского вуза проходила здесь практику. И именно город на Немане стал знаковым на его профессиональном пути. Он доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой в Гродненском медицинском университете. Как практикующий врач, а с созданием университетской клиники заведующий научно-практическим отделом оториноларингологии и глазных болезней, можно сказать, стал в этом лечебном учреждении продолжением своей именитой мамы. С той только разницей, что специализируется не на органах зрения, а на органах слуха.

- В иной сфере, кроме медицинской, никогда себя не представлял. Рос в семье врачей, родители относились к своему делу как к святому. Естественно, только приветствовали мое решение стать врачом , - признается Олег Генрихович.

Эту же мотивацию выбора профессии подтверждает и его сестра. Наталья Солодовникова (Хорова) - тоже врач, ассистент кафедры глазных болезней Гродненского медуниверситета, офтальмолог высшей категории. Сама Любовь Ильинична говорит, что дочь, когда та была ребенком, ей часто приходилось брать с собой на работу. Вот та и «заразилась» офтальмологией.

Радует Любовь Ильиничну, что медицинская династия продолжается и громко заявляет о себе на всю страну. Антон Хоров, который представляет младшее поколение, – доцент, кандидат медицинских наук, заведующий лабораторией реконструктивно-восстановительной хирургии и онкомаммологии РНПЦ онкологии и медицинской радиологии. Кстати, его жена Екатерина тоже врач, выпускница Гродненского медуниверситета. Жена Олега Генриховича Наталья Хорова (Мисаревич) долгое время работала главным врачом профилактория «Жемчужина».

хорова

 Ваш жизненный девиз? Кто хочет, тот добьется, кто ищет, тот всегда найдет. Надо идти только вперед!

 Ваши пожелания молодому поколению медиков?Растите как профессионалы, с добротой исцеляйте людей!

Другие новости: