Сотрудники райЦГЭ Диана Лось и Елена Дорофей о выборе профессии и работе

16.06.2023

Бойцы невидимого фронта –именно так иногда называют сотрудников районного центра гигиены и эпидемиологии. Ведь именно они контролируют качество воды и предупреждают попадание вредных веществ в воду, почву и воздух. Они проводят профилактические мероприятия, борются с возникновением эпидемий и инфекционных заболеваний. Они проверяют школы и детские сады, магазины и бассейны… Круг их обязанностей широк и важен для всего человечества.

О выборе профессии и сегодняшней деятельности накануне профессионального праздника мы попросили рассказать врачей-гигие­нистов районного центра гигиены и эпидемиологии: заведующего отделом санитарно-гигиенического отдела Диану Лось и заведующего отделением надзора за Белорусской АЭС Елену Дорофей.

13.jpg

 

11.jpg

– Расскажите, пожалуйста, как вы выбирали профессию и как затем стали сотрудником Островецкого районного центра гигиены и эпидемиологии. 

Диана Лось:
– Профессию мне выбрала мама. (Улыбается.) Училась я хорошо, закончила Сольскую среднюю школу с серебряной медалью. Но в 11 классе, как все беззаботные дети, была на распутье – не знала, куда идти. И мама решила: будешь врачом в санстанции.
В 1994 году попробовала поступить на медико-профилактический факультет тогдашнего мединститута, теперь это БГМУ, но с первого раза не получилось. По баллам проходила на лечебный факультет Гродненского мединститута, но желание мамы, чтобы я работала в центре гигиены, победило. А получилось так потому, что её двоюродный брат учился в мединституте на этом факультете – и она была уверенна, что мне здесь будет хорошо и комфортно.
Через год я всё-таки стала студенткой этого факультета. До 3 курса у нас были общие предметы, такие же, как на лечебном факультете. Позже начались специ­фические, касающиеся гигиены, – стало более интересно и понятно, чем придётся заниматься в профессии. Хотя до конца я всё же не понимала, в чём будет заключаться наша работа. В принципе, на таком же распутье находятся многие молодые специалисты.
Начинала врачом-интерном Сморгонского зонального центра, затем стала врачом-гигиенистом. На то время у меня был маленький ребёнок и я решила, что буду заниматься его воспитанием, но хватило меня буквально на месяц. И когда главный государственный санитарный врач области Николай Константинович Кендыш предложил мне Островец, согласилась. Так с 2009 года работаю здесь. Сначала была заведующим отделом гигиены, сейчас – заведующий санэпидотделом.
На работу приезжаю из Сол. В каком-то смысле это хорошо. Когда живёшь в той местности, где работаешь, обрастаешь дружескими связями – и иногда это может влиять на работу. Молодым специалистом в Сморгони, когда приезжала на объект, часто слышала: я знаю твою маму, твоего дедушку – это не очень хорошо для работы.

Елена Дорофей:
– Моя бабушка Людмила Павловна Дорофей всю жизнь проработала фельдшером на ФАПе в Рымдюнах. И своё сознательное детство я провела у неё на работе. Всё время перед глазами был наглядный пример медработника, мне нравилось «принимать» пациентов, периодически я даже ходила с бабушкой на вызовы в соседние деревни.
Окончательно с выбором определилась в классе 9-м – поняла, что химию и биологию знаю неплохо, а значит могу попробовать поступить в педагогический, медицинский или аграрный. Выбрала медицинский.
В то время я хотела попасть на лечебный факультет, но в 17 лет уверенности в себе не было – и я, честно говоря, струсила. На семейном совете решили поступать на медико-профилактический факультет. С мамой пришли к Анне Витольдовне Пашук, которая была главным государственным санитарным врачом района, она рассказала, чем занимаются работники центра гигиены, – и я решила штурмовать БГМУ.
А когда стали известны баллы, оказалось, что с лёгкостью могла бы поступить на любой его факультет, но сложилось так, как сложилось. Тогда была горда, что прос­тая девчонка из сельской школы поступила на бюджет в медуниверситет. Бабушка была счастлива, что внучка поступает в мед, но, к сожалению, она не дожила до момента, когда я стала студенткой…
На 6-м курсе на распределении мне предложили Островец – и я с радостью приняла предложение. В 2014 году попала сюда сначала на интернатуру, а затем продолжила работу. Начинала врачом-гигиенистом сферы коммунальной гигиены, затем – гигиены питания. 
Почти 3 года работала главным государст­венным санитарным врачом Свислочского района. Это был колоссальный жизненный и профессиональный опыт. Вышла замуж, а поскольку муж работает на площадке строительства АЭС, то пришлось кататься друг к другу в гости. Было сложно.
Мне поступило предложение возглавить создаваемое на тот момент отделение надзора за БелАЭС в Островецком районном ЦГЭ. И, посоветовавшись с мужем, в 2021 году я вернулась на родину.
О том, что вместо лечебного факультета выбрала медико-профилактический, никогда не жалела. Уверена: что ни делается, всё к лучшему. К тому же наша работа не менее важна. Лечебники занимаются определённым человеком, а мы обеспечиваем здоровье и безопасность всего человечества. Я очень близко принимаю всё к сердцу – и вряд ли смогла работать лечебником. Трудно брать ответственность за чужие судьбы – абстрагироваться от чужих проблем не смогла бы.

– Приходилось ли сталкиваться с тем, что к вам обращались за советами не как к санитарному врачу, а как к лечебнику?

Диана Лось: 
– По диплому я врач-гигиенист, эпидемиолог. В агрогородке, где жила и теперь живу, первоначально знали, где я учусь, и кем по специальности являюсь. Поэтому ко мне не обращались с такими просьбами.
Мы не занимаемся лечебной практикой. Хотя, когда я заканчивала мединститут, у нас была возможность пойти работать врачами-рентгенологами, дерматологами, среди моих однокурсниц есть косметологи.
Полученные на первых курсах знания – а они, повторю, были как у лечебников, – нужны и в личной жизни и тесно переплетаются с работой. Одно из направлений нашей деятельности – профилактика заболеваний. А как можно говорить о профилактике, если не знаешь этиологию заболевания. 

12.jpg



Елена Дорофей:
– Первые 4 курса занятия на медико-профилактическом факультете полнос­тью совпадали с лечебным. Некоторых предметов, например, инфекционные болезни взрослых и детей, даже по часам у нас было больше. С 5 курса пошла узкая направленность. Мы занимались своими предметами, появилась практика в центрах гигиены Минска, на крупных промышленных предприятиях – мы знакомились со своей будущей работой более подробно.
И за помощью ко мне и раньше обращались, и теперь это иногда делают. Однако я предпочитаю, чтобы назначал лечение и выписывал лекарства лечащий врач. 
Понятно, что азы фармакологии я помню и могу что-то порекомендовать, но, в основном, советую не заниматься самолечением, а обратиться к профильному специалисту.

– С советских времён за санэпидемстанцией закрепилась репутация службы, которая проверяет и которую все боятся…

Диана Лось: 
– Действительно многие думают, что наша работа заключается только в проверках, но это не так. Проверка – это самое простое в нашей деятельности.
Круг обязанностей у нас намного шире. Неподготовленной на объект не придёшь – надо знать документацию, санитарные требования; если есть нарушения, то их надо объяснить субъекту хозяйствования. Это совсем не то, что пришла, записала и ушла… Профилактическая работа необходима, чтобы человек знал, где и что нарушил, как это исправить и больше так не делать. И если мы этого добились – хорошо. Если нет – то грош цена нашей работе.
Исполнять такую функцию сложно. Час­то против нас ещё до прихода настроены негативно – не хотят ничего показывать, рассказывать – и нужно быть психологом. 
В сложных ситуациях, при нерешаемых вопросах люди обращаются к нам с просьбой о помощи. Ведь, как говорят, санстанция – последняя инстанция. И это действительно так.

Елена Дорофей:
– Такой стереотип действительно существует. Причём понятие санстанция ушло в 1990 году. Но советские устои в обществе сильны – многие и сегодня не понимают, что такое центр гигиены и эпидемиологии, а вот стоит сказать санстанция – всё всем становится понятно.
Многие считают, если пришла санитарная служба, то это сразу предписания, протокол, «казнить, нельзя помиловать» – на самом деле, наша служба заключается в другом.
Я часто вспоминаю слова песни из советского кинофильма «Следствие ведут знатоки». «Наша служба и опасна, и трудна, и, на первый взгляд, как будто не видна...» – вся жизнь человека от рождения до смерти «проходит» через нас. Работа специалистов органов государственного санитарного надзора фокусируется на вопросах охраны здоровья населения, влияния факторов окружающей среды на здоровье человека, индивидуальной и популяционной профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний детей и взрослых, снижения риска воздействия неблагоприятных факторов на здоровье человека….
Особенностью нашего центра является наличие в его структуре единственного в республике отделения надзора за Белорусской АЭС, которое занимается всеми вышеперечисленными направлениями, но основная задача в моей работе – обеспечение радиационной безопасности работников атомной отрасли и населения, проживающего в зоне наблюдения Белорусской АЭС. 

14.jpg– Вспомните самый сложный случай в практике, с которым довелось столкнуться во время работы.

Диана Лось: 
– Самое сложное в нашей работе, когда идёт обжалование постановлений по административным делам, нарушениям – и дело доходит до суда. В моей практике такие случаи были. Административная практика у нас есть, а юридического образования нет, поэтому решила получить специальность юриста на факультете гос­управления и права Академии управления. Документы надо уметь читать: найти в них главное и сделать акценты. Этого не хватает молодым специалистам, которые оканчивают медуниверситет.
В какой-то степени сотрудники райЦГЭ должны быть и инженерами – мы принимаем в эксплуатацию объекты: вентиляция, водоснабжение, отопление, канализация – во всём надо разбираться.
Кстати, можно вспомнить и коронавирус – мы стали теснее работать с лечебной службой района. Ситуация показала, что мы – едины! И никто не сдался. 
Сегодня я понимаю, что вряд ли смогла бы работать где-то ещё. Это моё! В Островец я пришла после декретного отпуска, с сертификатом врача – а здесь стройки, жизнь кипит. Работы было много. Я участ­вовала в строительстве – где на стадии преднадзора, где при согласовании проект­ной документации, где при приёмке в эксплуатацию практически всех объектов в Островце: жилой фонд, школы, детские сады, центр творчества, МФК, магазины… Въезжаю в город и порой не верю, что везде оставлен мой след…

Елена Дорофей:
– То, что ты постоянно контактируешь с разными людьми, – уже сложно. Нужно найти к каждому человеку подход и донести, что моя основная задача – не наказать, а помочь – привести работу объекта в соответствие с требованиями законодательства нашей страны.
Вспоминаю выражение своего преподавателя по патологической анатомии: «Каждый хирург имеет своё маленькое кладбище, а нерадивый санитарный врач может угробить целый город». Стараюсь быть хорошим врачом.

– Что накануне профессионального праздникам хотели бы пожелать своим коллегам?

Диана Лось:
– Главного в нашей работе – терпения и здоровья. А ещё развивать свои профессиональные навыки. Мои специалисты-гигиенисты молодцы! За каждого я могу поручиться. И пусть у нас всё получается!
Елена Дорофей:
– Здоровья, душевного благополучия, крепкого семейного тыла, больших и малых побед в труде, позитивных эмоций и радостных событий в жизни. А ещё – чтобы не пропадало желание развиваться и расти в профессиональном плане, и, конечно же, санитарно-эпидемиологического благополучия нам всем.

источник: https://www.ostrovets.by

Другие новости: