Шов на сердце. Уникальный случай спасения пациента с сердечной раной – в спецпроекте "ГП" "История спасения"
17.10.2022История произошла в городской клинической больнице №4.
Стальной штырь вошел в грудь
Василий Леванчук, пациентИсторию своего спасения в городской клинической больнице №4 города Гродно Василий Александрович пересказывает, как будто произошла вчера. Разве забудешь, когда тебя, по сути, вернули с того света? Другое дело, что вскоре после травмы потерял сознание и отдельные эпизоды всей спасительной цепочки знает только по рассказам очевидцев. А вот начало ее в памяти, как на кинопленке. В свой выходной решил помочь на новостройке: носил песок, чтобы уровнять фундамент. На скользкой земле оступился и, как ни изворачивался, упал на арматуру. Стальной штырь вошел в грудь в районе сердца. Благо работал не в одиночку, случившееся увидели. Молодые строители (Василий на всю жизнь запомнил их и всегда вспоминает с благодарностью Сашу и Илью) не растерялись, сообразили, как действовать. В скорую позвонили, но дожидаться не стали – повезли навстречу своей машиной.
– Помню, как меня уговаривали: «Вася, потерпи, не закрывай глаза». А глаза сами закрываются. Одним словом, вырубился и ни дороги, ни операционной не помню. Очнулся – вокруг люди в белых халатах. Оказывается, реанимация, – вспоминает Василий Александрович. – Тут-то мне и объяснили, что к чему. И как сердце «заштопали», и сколько крови перелили. Хирург Дмитрий Сухоцкий, который тогда дежурил по экстренной хирургии, встретил меня в приемном отделении, говорил, что я в рубашке родился. Сместись штырь хоть немного в сторону, вошел бы в самое сердце. Мог повредить крупные сосуды, тогда была бы смертельная кровопотеря. А так меня пулей в операционную, сразу на стол, раскрыли грудину и все опасности устранили. Сам профессор Гарелик (тогда он был ректором медуниверситета) вместе с больничными хирургами провел операцию. Я очень благодарен Петру Васильевичу, хотя так и не имел случая сказать ему это лично. А вот Дмитрия Владимировича поблагодарить получилось. Его мама работала учителем в нашей гимназии, и, естественно, я не преминул рассказать, какой у нее сын талантливый доктор, и передать ему слова огромной благодарности. Потом и самого Дмитрия несколько раз встречал в нашем микрорайоне. С благодарностью вспоминаю в то время заведующего отделением анестезиологии и реанимации Геннадия Борисовича Брейдо, хирурга Сергея Ивановича Кояло и других медицинских работников.
Пользуясь случаем, от себя и всей нашей семьи еще раз говорю огромное спасибо замечательным специалистам – моим спасителям и всей четвертой городской больнице во главе с главным врачом Александром Николаевичем Суровым. Это лечебное учреждение, где действительно спасают жизни. В нашей большой семье тоже есть врачи, и мы не понаслышке знаем, какой это нелегкий труд и какая огромная ответственность.
Травма, которую получил Василий, была из разряда очень тяжелых. И пятидесятилетнему пациенту пришлось немало лечиться: в реанимации, в больничной палате, а потом и в поликлинике на амбулаторном этапе, в том числе пройти курс реабилитации. Вспоминает, как первое время тяжело давался каждый шаг, как дочь сопровождала его в поликлинику, особенно опасаясь за него на пешеходных переходах оживленной магистрали.
Самое главное, что хирурги в четвертой больнице сделали все быстро, правильно и высокопрофессионально. В конце концов организм восстановился и Василий Александрович смог вернуться в гимназию и продолжать работу учителем физкультуры. И сегодня, хоть и наступил пенсионный возраст, остается в строю. В активный спорт после травмы так и не вернулся, но, и ведя уроки, не стоит на месте. Все упражнения показывает на своем примере. Со старшеклассниками, правда, вровень не станешь, а вот с ребятами помладше может и в футбол поиграть, и побегать. Сердце не подводит, словно в благодарность тем, кто хорошо поработал на его спасение.
Свою историю Василий Александрович приводит в пример, отвечая тем, кто бросает камень в огород отечественной медицины. Сегодня она на высоком уровне, и успех этот обеспечивают прежде всего организаторы четкой системы ее функционирования и врачи-специалисты, которые умеют работать высокопрофессионально в любой, даже самой, казалось бы, безвыходной ситуации.
Действовать пришлось молниеносно
Дмитрий Сухоцкий, хирург четвертой городской клинической больницы города ГродноИюльский день, время к полудню. Дежурного хирурга вызывают в приемное отделение. Сообщают: человек упал на металлический штырь, подозрение на ранение сердца. Быстрый осмотр: действительно, рана в сердце, человек без сознания, артериальное давление стремительно падает. Пациента срочно везут в операционную, где уже готовность номер один.

Пациенту в какой-то мере повезло, потому что не пострадали крупные сосуды. Тем не менее ранение главного мотора организма означало для него смертельный риск. В медицине проникающие ранения грудной клетки, сопровождающиеся травмой перикарда и сердца, являются серьезной хирургической проблемой. Исторически так сложилось, что долгое время травма сердца считалась смертельной и неизлечимой. По данным мировой статистики, даже сейчас многие пациенты умирают по пути в больницу либо вскоре после госпитализации. Работа гродненских хирургов может быть хорошим примером организации и высокого уровня помощи этой тяжелой категории пациентов.

Дмитрий Сухоцкий рассказывает, что случай с ранением сердца в его многолетней хирургической практике был единственным, хотя ему и его коллегам по четвертой больнице к экстренности действий не привыкать. Дежурить по экстренной хирургии и действовать, как говорится, с ходу доводится довольно часто. Каждый случай – это напряжение, высочайшая ответственность.
Как в подтверждение прервавший наш разговор срочный вызов из приемного отделения – привезли пациента с ущемленной грыжей.
Хирург должен уметь быстро мыслить и хорошо работать руками
Пётр Гарелик, заведующий кафедрой общей хирургии ГрГМУ, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Беларусь
– За мою почти полувековую хирургическую практику было немало спасений людей, которые, образно говоря, находились на грани. Случай с гродненцем, который упал на металлическую арматуру, не единственный, когда нужно было справляться с сердечной травмой. До сих в пор в памяти случай примерно тридцатилетней давности, когда спасал невесту, которую отвергнутый ухажер во время ее свадьбы ударил в грудь топором. Рана была глубокая, полно крови, и отрубленная верхушка сердца чудом удерживается буквально на лоскутке. Атравматических игл тогда и в помине не было, а шить иглой с ушком было крайне рисково – сердечная ткань могла разойтись. Пришлось на ходу изобретать, как надежно «починить» главный мотор человеческого организма, – рассказывает Пётр Васильевич.
Когда он пришел в хирургию, об используемых ныне «орудиях труда» и подручных материалах даже не мечтали. Из диагностики по большому счету были доступны только рентгенологические исследования. Сейчас с появлением УЗИ, ФГДС, КТ, МРТ и другой современной диагностической аппаратуры, идя в операционную, хирург уже знает, что там, например, повреждение селезенки или печени с кровотечением. Тем не менее очень важным во все времена являлось и остается сейчас умение хирурга оперативно и грамотно мыслить, работать руками. Многое зависит от того, насколько врач опытен, внимателен.
Требования к профессионализму экстренного хирурга особенно высоки. Представьте себе: вызывают врача в приемный покой, перед ним тяжелейший пациент – умирающий, неумирающий – с низким давлением, сильной болью, и надо тут же собраться, очень быстро обследовать и максимально правильно поставить диагноз, выбрать тактику лечения – консервативного или оперативного. Судьба пациента решается в секунды. Всякая операция в экстренной хирургии сложная, иногда не знаешь, с чем встретишься. Тяжелые операции – при травмах, ранениях, ДТП.
Пётр Васильевич рассказывает, что в его практике были и вообще курьезные случаи, которые тем не менее каждому из спасенных пациентов могли стоить жизни. К примеру, девушка, которая в порыве нахлынувших чувств, проглотила пятьдесят швейных игл. Чтобы извлечь их, хирургам пришлось весь кишечник по сантиметру перебрать.
Когда на кону жизнь человека
Сергей Колешко, заместитель главного врача (по медицинской части) четвертой городской клинической больницы города Гродно, кандидат медицинских наук, доцент
– Хирурги нашей больницы имеют опыт работы и владеют всем спектром методик проведения неотложных и экстренных операций, в том числе малоинвазивными и лапароскопическими, что делает хирургическое лечение менее травматичным, позволяет минимизировать болевой синдром после операции, снизить кровопотерю и вероятность развития послеоперационных осложнений, сократить период восстановления пациента и сроки пребывания в стационаре.
Экстренная хирургическая помощь в стационаре оказывается в дежурные дни согласно графику, утвержденному главным управлением здравоохранения облисполкома, – это десять дежурств в месяц. Дежурные бригады формируются из наиболее опытных работников хирургических отделений и совместителей, сотрудников кафедры общей хирургии. В дежурные дни организовано круглосуточное дежурство врачей-эндоскопистов, УЗИ, врача-акушера-гинеколога, врача-терапевта, работает клинико-диагностическая лаборатория, рентгеновское отделение.
Ежегодно в четвертой больнице по экстренным показаниям проводится около четверти операций от всех оперативных пособий в хирургическом отделении. Это порядка 900 случаев, когда на кону человеческая жизнь.
источник: https://grodnonews.by