Зеркало и противоположность: почему сравнивать — плохо

28.07.2021

Все познается в сравнении – эта фраза сидит у нас глубоко в голове еще с самого детства. Мы всегда что-то с чем-то сравниваем, определяя преимущества одного и недостатки второго. Но всегда ли работает этот девиз?

Все ли познается в сравнении? А когда сравнивают тебя с кем-то? Безусловно, если в пример ставят тебя – это приятно и лестно. Но есть другая сторона медали, когда тебе указывают, на кого стоило бы равняться, и как правильнее поступать.

А когда сопоставляют родных братьев и сестер? Часто на фоне этого возникают разлады в семье, ссоры с родителями и даже ненависть к тому, кого ставят в пример. Сколько случаев в обществе, когда кровные сестры не общаются вовсе, а братья не хотят слышать друг о друге…

Все закладывается в детстве. Именно тогда формируются наши психологические травмы и барьеры, возникают фобии и страхи. Причем, не всем удается узреть корень проблемы – зачастую все спихивают на сложный характер человека или его темперамент.

Мотивация родителей, которые сравнивают своих детей, понятна – они хотят мотивировать, «подстегнуть», по их мнению, отстающего ребенка. «Посмотри, какие хорошие оценки у твоего брата, а у тебя они намного хуже» — но, ставя в пример одного другому, они часто не учитывают, насколько другой ребенок вообще способен показать такой результат.

Такой ребенок не чувствует поддержку. Его будто оставили со своими проблемами (которые зачастую вовсе не являются проблемами) наедине. Ему предлагают «стать лучше», но при этом не помогают и не объясняют, как.

О том, что может стоять за, казалось бы, безобидными сравнениями, мы поговорили с психологом ЦРБ Лилией Жарейко.

психолог

— Почему у людей есть потребность кого-то с кем-то сравнивать?

— Такова специфика нашего общества. Оно любит сравнивать. Но это допустимо лишь в том случае, когда личность сегодняшнюю сравнивают с ней же. Детские травмы и установки формируются с трех до шести лет и с этим «багажом» ребенок потом идет в мир.

В семьях, где двое и более детей, идет неосознанная борьба малышей «за место под солнцем» — за любовь мамы – первому ребенку достается все, а второму приходится «доказывать», что «я достоин». Причем, ему никто об этом не говорит — это все автоматически формируется в его сознании. И всегда работает тенденция: первый и второй ребенок в семье обязательно разные по темпераменту и характеру, потому что у ребенка идет психологическая установка — «если я буду таким же хорошим, меня мама не заметит».

— Как дети понимают сравнение?

— Когда малышей сравнивают, это не работает как мотиватор, они просто берут на себя принцип, что дело в них – «я плохой». Даже в случае, когда родители разводятся, для малыша главная причина – он — «это я виноват, это из-за меня».

Если бы мама сравнивала ребенка не с кем-то, а с ним самим, то и ситуация была бы совершенно другой, и его самооценка, и его самоощущение.

— Родители ведь любят своих детей и не хотят им навредить, но тем ни менее так поступают. Почему?

—  Родители не могут дать нам то, чего у них нет – а у них нет другого примера воспитания. Так их воспитали, так воспитали их родителей и такую модель они несут для своего чада. Воспитание детей зависит от примера родителей, причем, важно, чтобы все было не на словах, а на конкретных действиях.

— В какие травмы или барьеры это может вылиться для детей в последствии?

— Как пример: ребенку всю жизнь приходится доказывать, что «я не такой». Что бы он ни делал, у него идет постоянная фокусировка и зацикленность исключительно на результате. А представьте, если человек зациклен на результате, а потом его не достигает? Происходит травма, отсюда могут появляться и депрессии, запои, наркотики.

— Может ли сравнение внутри семьи испортить отношения между братьями и сестрами?

— Конечно. Это может стать главной причиной постоянно возникающих конфликтов между детьми. Посмотрите, сколько случаев ненависти между сестрами и братьями. Как они не могут во взрослой жизни поделить наследство, с помощью судов решают свои проблемы – это все пример неправильного воспитания. Родители это делают неосознанно — не объединяют, а разъединяют, потому что сами живут с такими же травмами. Я считаю, что многим родителям не хватает психологической просвещенности.

— Как уже взрослому человеку работать с этой проблемой?

— Только с психологом или психотерапевтом. Как я уже говорила, установки закладываются с трех до шести лет и самому очень сложно определить эту проблему, так как она сидит глубоко в бессознательном. И только работа со специалистом тут поможет, плюс, естественно, желание самого человека с эти разобраться.

Обращаясь к родителям, скажу — сравнивая, поставьте себя на место ребенка. Ложное представление о том, что это простимулирует и смотивирует поломало самооценку многим детям, и, возможно, даже вам лично.

Инга ГИЗ.

Фото Светланы МУЦЯНСКОЙ.

Другие новости: