Первосентябрьский стресс у детей

27 августа
Стресс – это всегда нагрузка, вызванная определенными факторами. Ребенок, который идет в первый класс, попадает в новую для себя обстановку, выходя со среды, к которой привык: новый коллектив, учитель, новый вид деятельности, новые эмоции. 

На 6-7 лет приходится очередной кризисный период в психологическом развитии и поведении ребенка. С этого времени он уже готов нести ответственность, появляется осознанность, самоактуализация, исчезает спонтанность действий, присущая детям младшего возраста. Вот этот психологический "перелом", который совпадает с началом обучения, может вызвать стрессовое состояние у любого ребенка.
 

Чем могут помочь родители, чтобы уменьшить стрессовое состояние первоклашки?

Мамы и папы должны обязательно сохранять спокойствие, ребенок тонко чувствует эмоциональную суету родителей, это состояние передается ему. Поэтому от вас должен идти позитив, а не тревога. Ваша тревога и раздражительность может осложнить отношение к школе. Сделайте акцент на том, что 1 сентября – это настоящий праздник! Не покупайте все необходимое самостоятельно, возьмите своего первоклассника, пусть он сам выберет себе одежду, в которой пойдет на праздничную линейку, рюкзак, пенал… Все то, что будет окружать ребенка каждый день в школе, должно ему нравиться. А после линейки устройте семейный праздник.

Синдром 7 сентября: как его избежать?

Часто случаются ситуации, что после недели в школе ребенок понимает: праздник закончился, начались будни. Желание продолжать все это дальше исчезает. В это время малыши могут даже заболеть, жалуются на головную боль, слабость, отсутствие аппетита. Это явление педагоги и психологи называют синдромом 7 сентября. Это форма адаптации к школе, которая в 6-7-летнем возрасте продолжается 2-3 месяца. Но давать слабинку маленькому школьнику категорически не рекомендую. Впрочем, и в жесткие рамки ребенка ставить нельзя. Нужна поддержка и понимание родителей. 

Важно подобрать четкий индивидуальный режим: пораньше ложиться спать, раньше просыпаться. После уроков оставляйте время на игры, только потом, после игровой активности, беритесь за домашние задания. Не нужно перегружать первоклассника различными кружками. Мотивируйте школьника к успеху. Для разных детей мотивация будет разной: общение, любимая учительница, познание того, что ему интересно. Третий фактор преодоления синдрома 7 сентября – поощрение. Замечайте, что лучше всего получается у школьника, хвалите его за достижения. 

А для того чтобы понимать, что происходит с вашим первоклассником, с ним необходимо постоянно разговаривать. Только в диалоге, чувствуя поддержку, ребенок сможет открыться вам.

Людмила Толканица, врач-педиатр УЗ «Свислочская ЦРБ»

https://www.svisgaz.by