День врача. Кардиохирургия

25.03.2025

День врачаПрофессия врача разнообразна и многогранна. Существует множество специализаций, каждая из которых требует своих уникальных знаний и навыков. В проекте «День врача» мы расскажем об особенностях работы врачей разного профиля, значении каждого из них в современном высокотехнологичном развитии системы здравоохранения. В гродненской медицине это по-настоящему самоотверженные люди, открытые для новых знаний и достижений науки, которые умеют успешно исцелять, принимать верные и своевременные решения для сохранения бесценной жизни человека.

кардиоцентрСердце один из самых главных органов в организме человека. Пока оно бьется, мы живем. Дает сбой, мы страдаем. Когда иных способов помочь больному сердцу не осталось, а жизни пациента угрожает реальная опасность, в дело вступают кардиохирурги. В Гродненском областном клиническом кардиоцентре они используют для спасения жизней самые разные современные, порой эксклюзивные, методики и высокие технологии.

Заведующий кардиохирургическим отделением Игорь Кизюкевич практически ежедневно входит в операционную и вместе с коллегами хирургически лечит сердце и сосуды. Разные технологии, разная степень сложности – как говорится, раз на раз не приходится. Но даже по одному рабочему дню можно получить представление о том, насколько высок сегодня уровень помощи людям в делах сердечных и какие высокие профессионалы на это работают.

Рабочий день в отделении называют обычным, когда выполняются две-три традиционные плановые операции. В большинстве это аортокоронарное шунтирование при ишемической болезни сердца. Однако кардиохирургам нередко приходится и работать с колес. Экстренность нужна, к примеру, при расслоении или разрыве грудной аорты (одного из магистральных сосудов организма человека), поскольку каждый час отсрочки повышает риск летального исхода. Такие операции более трудоемкие и продолжительные - приходится не покидать операционной до полсуток и даже более. «Выстрел» аорты происходит обычно внезапно, часто люди и не подозревают, что у них в груди – «бомба замедленного действия».

Шестидесятилетний мужчина, который сегодня уже в палате отделения после успешной операции, можно сказать, родился в рубашке. Грудь разрывало от боли, а он двое суток терпел, пытался обезболивать, даже вышел на работу. И только когда стало совсем невмоготу, коллеги вызвали «скорую». В кардиоцентре экстренные УЗИ, а затем и КТ-диагностика показали расслоение аорты. Пациента незамедлительно доставили в операционную.

Кизюкевич- Грудная аорта - магистральный сосуд, по которому кровь разносится по организму. Если происходит ее расслоение, то под угрозой не только само сердце, но и все другие органы. Если разрывается, то организм не получает кровь вообще. Мы убираем пораженный участок, предварительно узнав степень распространения расслоения. Это, также другие возможные поражения, и покажет ультразвуковая диагностика и компьютерная томография. Если расслоение перейдет, скажем, на сосуды, кровоснабжающие головной мозг, это в ходе операции тоже нужно исправлять. Если произошло повреждение клапана, его нужно «починить». Могут пострадать и коронарные сосуды, это тоже требует определенной помощи. Каждая ситуация индивидуальна и зависит от того, по какому пути пошла клиника расслоения у конкретного пациента. Работать для кардиохирурга сложно, ответственно, нужны обширные знания и умения быстро принимать решения и действовать, - поясняет Игорь Кизюкевич.

 Кардиохирургическое отделение, которым заведует Игорь Леонидович, на 25 коек. Часть пациентов – в предоперационном ожидании. На финальное дообследование перед плановыми операциями как правило приходится 1-2 дня. Те, кому кардиохирурги успешно устранили неполадки сердечно-сосудистой системы, остаются под их наблюдением от 8 до 10 суток. Это зависит от сложности вмешательства и послеоперационных рисков. Истории болезни разные, как и те хирургические вмешательства, которые профессионалам от кардиохирургии приходится выполнять.

 Довольно часто в ходу клапанная коррекция, когда поврежденный сердечный клапан заменяется искусственным протезом. Но, как отмечает заведующий отделением, кардиохирурги стараются провести реконструктивные операции: когда есть возможность оставить свой клапан, образно говоря, подремонтировав его. Ремонт сложнее замены, но лучше для пациента.

 Как это происходит? Оказывается, у аортального клапана можно подтянуть провисшую створку, а при локальных изменениях – ее заменить, у митрального - можно сузить кольцо, заменить надорванные хорды. Все индивидульно, исходя из причины нарушения клапанной функции. Подскажет опять же УЗИ- диагностика. Кстати, наряду с той, которая существует в нашем обычном представлении, в кардиоцентре есть возможность выполнения чреспищеводной, которая дает лучшую картину, позволяет рассмотреть тот же сердечный клапан со всех сторон. При этом, как отмечает Игорь Леонидович, кардиохирург должен уметь интерпретировать полученные данные ультразвуковой диагностики, чтобы четко представлять будущие действия в операционной и заранее выбрать наиболее верную методику. Скажем, те же клапаны на замену в зависимости от материала изготовления бывают механические и биологические. Используют, какой кому подходит. Срок их службы производители гарантируют на десятилетия. Но случаются и исключения из правил.

Сегодня в отделении после операции находится пациент, которому сердечный клапан заменили повторно. Первый раз это понадобилось ему еще в трудоспособном возрасте. Десять лет сердечный протез работал исправно. Мужчина заподозрил сбой, когда в начале этого года почувствовал слабость и затруднения дыхания. УЗИ-диагностика обнаружила на протезе микробные вегетации, что вероятнее всего стало следствием ОРВИ. Инфекционное поражение клапана – повод для его замены. Повторная операция технически сложнее, но кардиохирурги выполнили ее успешно. Новый клапан - биологический, который не требует приема препаратов, разжижающих кровь. Но при этом требует от пациента бережного отношения к себе и прохождения врачебного контроля. Как, впрочем, и в любом случае после помощи сердцу кардиохирургами.

Кизюкевич в операционной

Касаясь сердечных клапанов, не могли не вспомнить ноу-хау кардиоцентра - операцию по методу Озаки. Первыми из кардиохирургов в регионах страны гродненцы выполнили реконструкцию аортального клапана, выкроив и сшив его из собственных тканей организма пациента. Технология позволяет обходиться без дорогостоящего протеза, не требуется приём антикоагулянтов и, соответственно, уменьшает риски для пациента - к своему организм привыкает быстрее. Кроме того, «свой» клапан может функционировать в течение более длительного времени, более устойчив к инфекции, лишен риска тромбоэмболических осложнений. Для некоторых пациентов это единственная возможность «клапанного ремонта» из-за анатомических особенностей организма. В прошлом году по методике Озаки выполнено уже семь операций.

 - Уровень кардиохирургической службы за последнее десятилетие вырос даже не в разы, а в десятки раз. То, что могли выполнять кардиохирурги в период моего прихода в центр, а это 2014 год, и сейчас – это, образно говоря, как небо и земля. Тогда многих пациентов направляли в РНПЦ кардиологии, нередко приглашать оттуда специалистов оперировать к нам. Все кардинально изменилось с приходом Андрея Вячеславовича Янушко, который сегодня руководит центром и в то же время задает тон всем новшествам. Сейчас нашими же врачами выполняется практически тот же спектр операций на сердце, что и столичными. Кроме пересадки сердца. Исключительно потому, что это требует специального дорогостоящего оборудования, «распылять» которое не рационально, потому что таких операций немного, - отмечает Игорь Леонидович.

Собеседник с гордостью говорит о том, что есть даже такие методики оперативных вмешательств, по которым наш центр стал пионером в республике. В то же время отмечает значимость работы всей кардиослужбы страны, что называется, в одной связке. Особенно важным для гродненских специалистов считает сотрудничество с РНПЦ детской хирургии, где оказывают помощь в том числе при пороках развития, по тем направлениям, которые стремительно развиваются в мире.

Гродненцы также стремятся внедрять в практику передовые методики. Большинство клапанных коррекций выполняют сейчас из щадящих минидоступов: небольших разрезов с максимальным сохранением костного каркаса. Естественного, что это технически сложнее для кардиохирурга, но для пациентов меньше риска осложнений, быстрейшее восстановление и возвращение к обычной жизни. В сравнении с другими областными кардиоцентрами при аортокоронарном шунтировании у нас гораздо больше применяется артериальная реваскуляризация, для которой используются внутренние грудные и лучевую артерии. Такая технология позволяет продлить срок функционирования коронарных шунтов. Опять же это усложняет работу для хирурга, но лучше для пациента.

Кизюкевич в операционной

 В минувшем году для спасения сердца и жизни несколько раз подключали аппарат экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО). Этот аппарат позволяет поддерживать жизнь при неработающем сердце, дает шанс человеку ожидания как операции на поврежденном сердце, так и донорского органа. Игорь Леонидович вспоминает пациента, который в ожидании хирургической помощи провел на аппарате около двух недель, хоть и не передвигался, но разговаривал, читал книги. Потом ему выполнили сложнейшую комбинированную операцию: пластику межжелудочковой перегородки (большой дефект), замену клапана и коронарное шунтирование. И, кстати, ЭКМО оказало его сердцу и послеоперационную поддержку, дав возможность восстановить функции после объемной операции.

Как все-таки много требуется от кардиохирурга! Огромные знания: операции разноплановые, часто сочетанные, когда в один заход приходится исправлять ряд поврежденных участков. Собранность: идя в операционную с четким планом, всегда иметь запасной, ибо времени поразмыслить, а тем более заглянуть в литературу, не предоставляется. Выносливость: операции многочасовые - в среднем от четырех часов, но бывает 12, 14. Такое время просто на ногах выстоять трудно, а тем более с таким грузом ответственности. «Когда занят процессом, сосредоточен только на операции, время как будто останавливается» - признается Игорь Леонидович. И добавляет, что не применяет временные рамки и к врачебному профессионализму: нужно учиться всю жизнь. Совершенствование кардиохирурга должно быть в унисон самой кардиохирургии - одним из самых быстро развивающихся направлений медицины.

Игорь Кизюкевич — врач в третьем поколении. В кардиохирургии – целое десятилетие. Перед тем после вуза проходил интернатуру в областной больнице. Сам вызвался стать сердечным хирургом, когда возникла потребность в таких специалистах со вводом в строй нового корпуса кардиодиспансера. Прошел отбор и переподготовку в РНПЦ кардиологии. С 2020 года заведует отделением. В операционной, следуя примеру главного врача, берет на себя самые сложные случаи. Его рабочий день, как правило, не заканчивается официально установленным временем, а сама кардиохирургия, центр и пациенты, похоже, в мыслях круглосуточно.

Кизюкевич

Другие новости: