Видеорегистратор для врача – за или против. Узнали, в каких случаях работники скорой помощи используют видеозапись и как к этому относятся жители областного центра
27.11.2023Решение вести аудио- и видеозаписи было принято ввиду ряда веских причин.
Фиксировать обстановку на вызовах работники скорой медицинской помощи начали зимой прошлого года, когда Министерство здравоохранения Республики Беларусь издало постановление об обязательном оснащении бригад скорой помощи устройствами видео- и аудиофиксации. Решение было принято ввиду ряда веских причин. О них рассказал главный врач Гродненской областной станции скорой медицинской помощи Александр Байгин корреспондентам grodnonews.by
Весомое доказательство
Сегодня в областной станции скорой медицинской помощи работает 34 выездные бригады, в том числе фельдшерские, реанимационные, педиатрические, бригады интенсивной терапии и одна психиатрическая бригада. Все они обслуживают население города Гродно и Гродненского района. Ежесуточно в учреждение обращаются за помощью порядка 400 человек, а медики выезжают на более чем 300 вызовов.
Использование медработниками средств видео- и аудиофиксации является также способом контроля за выполнением возложенных на врачей обязанностей. Благодаря этому осуществляется мониторинг качества оказания медицинской помощи, выявляются и фиксируются нарушения, допускаемые работниками службы скорой.
Есть нюансы
Важно отметить, что вести видео- или аудиозапись в момент оказания помощи на дому медработники имеют право, только получив разрешение. Но последнее слово не всегда бывает за пациентом: есть перечь ситуаций, когда сотрудникам скорой помощи, несмотря на несогласие, разрешено использовать видеорегистратор.
– Нами была разработана инструкция в соответствии с нормативными документами. Согласно ней, если, приезжая на вызов, медики встречаются с агрессией в свою сторону, грубостью и оскорблениями, то они имеют право начать съемку без разрешения пациента. Кроме того, при оказании помощи в общественном месте, например, при дорожно-транспортном происшествии, врачи обязаны вести запись, – объясняет главный врач, подчеркивая, что работники и сотрудники скорой медицинской помощи предупреждены об ответственности за распространение персональных данных, в том числе записей с видеорегистраторов.
Причины бывают разные
Порядка трех лет в одной из бригад Гродненской областной станции скорой помощи работает фельдшер, выезжающий самостоятельно, Лолита Николаева. Девушка рассказывает: наиболее частая причина использования видеокамеры – отказ пациента от необходимой госпитализации.
– Ситуации на вызовах бывают разные. Иногда пациенты просто отказываются ехать в больницу, некоторые начинают проявлять агрессию, особенно те, кто находится в состоянии алкогольного опьянения. Когда приезжаем на вызов, где работает милиция, то запись ведем всегда, – говорит Лолита Николаева. – За мою практику у меня не было категоричных отказов от ведения записи. Приезжая на вызов, мы всегда предупреждаем о видеорегистраторе, и пациенты относятся к этому с пониманием. Многие из них, видя, что у нас имеется устройство для съемки, ведут себя даже более тактично.
Так, часто работникам службы скорой помощи приходится включать камеру при получении отказа от оказания медицинской помощи, в том числе от введения лекарственных препаратов, когда пациент ввиду разных причин не желает писать отказ от руки.
Бывали и случаи, когда, приезжая на вызов, медработники не просто получали отказ от осмотра, а встречали угрозу для своей жизни. Так было на очередном выезде, когда женщина вызвала скорую помощь для супруга, но мужчина идти на контакт с медиками не хотел. Более того, пациент пытался применить колющий предмет.
Еще одна распространенная причина, по которой медики используют видеозапись, – возникновение конфликтной ситуации при оказании помощи на дому. Как отмечают сами специалисты, чаще всего обвинения в свой адрес они получают прямо на пороге дома. Вместо того, чтобы незамедлительно проводить доктора к пациенту, те, кто вызвал медика, пытаются вступить в конфликт, забывая, что отвлекают медработника от его главной задачи, – оказания помощи тем, кто в ней нуждается.
Все под контролем
Своим мнение на тему использования врачами скорой помощи средств видеофиксации поделились жители города Гродно, которые не единожды обращались к за помощью к врачам.
Елена Хведук:
– Вызывать скорую помощь мне приходилось довольно часто, так как в семье растут маленькие дети, которым периодически требуется консультация специалистов. Бывали случаи, когда бригаду скорой помощи приходилось вызывать поздней ночью, и даже тогда никаких нареканий в сторону медиков у меня не было. После звонка врачи оперативно приезжали, очень компетентно и профессионально оказывали помощь. А в один из последних случаев сотрудники скорой, приехав к нам домой, спросили, могут ли они вести видеозапись. Никаких причин отказывать им у меня не было, для меня было важно получить необходимую помощь, и никакие камеры меня не смущали. Тем более, что при осмотре лица пациента не было видно: камера фокусировалась только на манипуляциях специалистов.
Я думаю, что введение такой новации в работу служб скорой помощи имеет свои причины. Часто слышала истории, как врачи подвергаются агрессии, словесным нападкам, необоснованным обвинениям в непрофессионализме. А теперь доктора смогут доказать свою правоту, а те, кто отнимает время у специалистов на беспочвенные конфликты, будут нести ответственность. В то же время для пациента это также уверенность в том, что качество оказания медицинской помощи контролируется.
Екатерина Романюк:
– Когда моему ребенку было девять месяцев, у нее впервые поднялась очень высокая температура. Было около трех часов ночи, и нам пришлось вызвать врачей. Если честно, я думаю, что тем, кто действительно нуждается в помощи, не будет дела до ведения записи. Конечно, я полагаюсь и на верность медработников своей профессии, сохранение врачебной тайны. Ведь если эта запись не будет нигде использоваться, а просто при необходимости будет сохранена в архиве – я ничего не имею против. Наоборот, в любой момент можно будет удостовериться в том, что и врачи, и пациенты вели себя тактично и уважительно, а медицинская помощь была оказана качественно.
Людмила Подранова:
– Для меня самое главное – уверенность в том, что съемка ведется только для внутреннего использования. Я понимаю, что это правило для медиков было установлено не просто так. Значит, были прецеденты, когда в спорной ситуации между врачами и пациентами ни одна сторона не могла доказать свою правоту. А теперь все иначе: и медработники, и те, кто обращается за помощью, понимают, что ситуация находится под контролем. Например, теперь, если пациента не устраивает уровень оказанной ему помощи, он может попросить пересмотреть видеозапись и получить подтверждение. В то же время и врачи могут доказать факт грубого отношения к себе или же отказа от необходимой помощи.