Стоит ли переучивать детей-левшей, и как устроен мозг леворуких людей?
13.08.2021
13 августа – особый день для 15% населения Земли. Он посвящён тем, кто всю жизнь преимущественно пользуется левой рукой. Международный день левши в этом году юбилейный, его впервые отметили 45 лет назад. И хотя праздник отмечают давно, многие родители до сих пор стремятся насильно переучивать своих детей, идя на поводу стандартов. А между тем, левши по сравнению с правшами, считаются более творческими людьми. О том, почему не стоит переучивать детей-левшей и как, по мнению специалистов, устроен мозг леворуких людей, расскажем в следующем сюжете.
Елена Богдевич с рождения левша. Она работает преподавателем музыки по классу гитары. И как обычно это бывает, с детства сама училась и сейчас учит детей-левшей играть на праворукой гитаре. Гитару для левшей не только сложно найти, но и стоимость такого инструмента, как правило, в разы выше. Кроме того, далеко не каждый преподаватель сможет научить на нём играть. Различия в восприятии гитары, несомненно, есть, и заметить их можно сразу же, как только ученик впервые берёт в руки инструмент.
ЕЛЕНА БОГДЕВИЧ, УЧИТЕЛЬ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ ИМЕНИ АНТОНИЯ ТИЗЕНГАУЗА:
- Я помню, как мне купили инструмент, я сначала его взяла неправильным образом. Я даже не задумывалась почему. Но когда я пришла на первое занятие, меня посадили вот так. И в принципе, когда я начала заниматься, упражнения у нас были, мне было всё удобно. В любом случае, даже если правша, то перед ним стоит задача, что делать левой рукой? Если у него сильная правая, а левая как? И ребёнок получается больше заниматься над левой рукой своей. Ну а нам, так как у нас левая крепкая рука надо заниматься над правой рукой.
Среди известных музыкантов много левшей. Например, гитарист группы Биттлз, Пол Маккартни, использовал преимущественно левую руку. В Гродно с вопросом, переучивать маленького ребёнка или нет, родители часто приходят к врачам. Специалисты в один голос говорят – переучивать нельзя! Хоть статистику, сколько в нашем городе левшей не ведут, но медики говорят, что леворуких детей в нашем городе много. У правшей и левшей по-разному работают полушария мозга. У первых больше задействовано левое полушарие, у вторых – правое.
ЕКАТЕРИНА ГАЦУК, ВРАЧ-НЕВРОЛОГ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ №1 ГОРОДА ГРОДНО:
- Дети переученные такие становятся раздражительными. Они начинают плохо писать, стараются выводить почерк красивый, но у них это не получится, линии будут неровные. Ребёнок будет задерживать дыхание, чтобы красиво и правильно написать. Это может привести к нарушениям сна, могут появится энурезы, заикания и запинки в речи, тики, что угодно, поэтому переучивать ни в коем случае нельзя.
Понять, кем является ребёнок – левшой или правшой, можно только в момент, когда ему будет около 4-5 лет. До этого дети, как правило, одинаково пользуются обеими руками. Впрочем, особых сложностей ребёнок до 6 лет не испытывает. Без правильного подхода проблемы начнутся уже в первом классе, когда ребёнка будут учить писать прописью. По словам педагогов, сейчас почти в каждом классе учатся леворукие дети. И в школах используют множество методик работы с ними. Например, в 5 гимназии Гродно с родителями первоклассников-левшей работают отдельно. Учителя рекомендуют покупать детям особые прописи. В них буква-образец находится с правой стороны, а не с левой, как в обычных. Нужно это для того, чтобы во время письма ребёнок не закрывал рукой напечатанную букву и видел, как именно её нужно повторить.
ОЛЬГА ХИТРУШКО, ДИРЕКТОР ГИМНАЗИИ №5 ГОРОДА ГРОДНО:
- Учитель должен иметь представление, какими способами ребёнок проще сможет усвоить программу. Начиная с рассадки, например, этих детей, рекомендовано садить на правый ряд, для того, чтобы доска была с левой стороны у них и это левое место, то есть, чтобы не толкать праворукого соседа. Плюс ко всей этой особенности, поскольку у левшей развито правое полушарие, они больше воспринимают образно. Поэтому, например, таким детям алгебра, там, где цифры и счёт, им даётся труднее. Зато в геометрии, где пространство, они ориентируются очень хорошо.
Специалисты, к слову, отмечают, что дети-левши лучше воспринимают информацию на светлой доске, чем на тёмной. Причина кроется в разном восприятии контрастности. Впрочем, учителя работать с леворукими детьми не боятся и рекомендуют родителям привлекать ребёнка к рисованию или музыке.
НАТАЛЬЯ МЕЛЬНИКОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
- Этот мир создан для правшей. И быть в нём левшой – действительно нелегко. А проблема в том, что большинство предметов обихода «заточены» только под правую руку. Например, ножницы. Если левша будет пользоваться обычными ножницами, то линия среза оказывается за верхним лезвием, что скорее будет рвать бумагу, чем резать. Ещё один предмет, которым вынуждены пользоваться левши – обычная компьютерная мышь. В левую руку её не переложить, ведь в правой основная кнопка регулируется указательным пальцем, а в левой руке она оказывается под средним или безымянным, что совершенно неудобно.
Кроме того, левши как правило даже часы носят наоборот. Правши надевают их на левую руку, а правши на правую. И здесь сложности возникают с тем, что настраивать их проще правшам, ведь механизм регулировки стрелок находится справа. В целом, и детям, и взрослым-левшам рекомендуется использовать по возможности те инструменты и предметы, которые сделаны именно для них. Впрочем, левшей и правшей стали пристально изучать всего несколько десятилетий назад, а технологии, позволяющие заглянуть в мозг, появились еще позже. Но именно поэтому есть надежда, что вскоре ученые смогут лучше понять, почему же мы такие разные.
источник: https://grodnoplustv.by