«Без градусов» и под больничным «арестом»: врач-нарколог больницы «Островля» – о проблемах лечения алкогольной зависимости
21.07.2021Только в 2020 году в наркологических отделениях УЗ «ОПНБ “Островля”» лечение прошел 2 221 человек. Впрочем, заведующий седьмым отделением больницы Анатолий Боков, проработавший в данном учреждении здравоохранения более 25 лет, убежден: без работы врач-нарколог никогда не останется – пациенты с зависимостью были, есть и будут.
На чем основан этот вывод и в чем кроются основные проблемы лечения алкоголизма? Ответы на эти и другие вопросы – в интервью с компетентным собеседником, врачом-психиатром, наркологом и психотерапевтом Анатолием Боковым.
– Анатолий Анатольевич, люди с алкогольной зависимостью – основной контингент ваших «подопечных»?
– Да. Большинство пациентов – это те, кто злоупотребляет спиртными напитками. В нашем отделении также лечатся страдающие зависимостью от наркотических и токсических веществ, но количество последних после ужесточения законодательства уменьшилось в разы, так как все, что связано с наркотиками: приобретение, хранение, сбыт, – уголовно наказуемо. И это многих удерживает от совершения опрометчивых поступков.
С алкоголем все гораздо проще: алкогольные напитки легально продаются в магазинах, открыто стоят на полках вместе с продуктами питания...
– А давайте попробуем составить социальный портрет зависимого от алкоголя жителя Лидчины...
– Увы, сделать это практически невозможно. Если рассматривать возраст, то данной зависимости все возрасты покорны: в больнице проходят лечение люди, начиная с 14-летних подростков и заканчивая седовласыми стариками. Невозможно найти каких-либо закономерностей и в отношении профессии: алкогольной зависимостью страдают как бомжи, так и люди, занимающие различные руководящие посты. Ей подвержены люди из любого социального класса, имеющие любой уровень образования, интеллекта, достатка и так далее. Алкоголизм – это болезнь. Мы же не удивляемся, что сахарным диабетом может болеть и дворник, и министр. Принцип тот же самый.
– Как остро в регионе стоит проблема женского алкоголизма?
– В больнице «Островля» есть два наркологических отделения: седьмое мужское, на 40 коек, и четвертое, смешанное, на 30 коек, 10 из которых отведены для женщин. Но это не означает, что мужчин, страдающих алкогольной зависимостью, в шесть раз больше.
Проблема алкоголизма на Лидчине достаточно актуальна как для мужчин, так и для женщин. Просто к женщинам обществом предъявляются более строгие требования. Ну, как это так: мать или дочь – и пьяница?! Пьющая женщина испокон веков осуждалась больше, чем мужчина. Как результат – женскую зависимость от алкоголя чаще пытаются скрыть, замолчать. Несвоевременное обращение к специалисту приводит к тому, что человек все глубже «опускается на дно стакана».
– Анатолий Анатольевич, назовите основные дороги, ведущие в наркологическое отделение.
– Их три: привозит скорая помощь, направляет психонаркологический диспансер либо человек обращается сам.
Каким образом задействован диспансер? К примеру, человек в нетрезвом состоянии часто устраивает скандалы, к погашению которых привлекаются сотрудники РОВД. Дебошира ставят на учет в психонаркологическом диспансере. После очередного инцидента врач принимает решение о госпитализации.
– «Скорая» забрала с улицы в нетрезвом состоянии – и вот ты уже пациент наркологического отделения?
– Необязательно. В приемном покое вопрос о необходимости госпитализации решает дежурный доктор. При этом учитываются тяжесть алкогольного опьянения, риск опасных для жизни осложнений, а также возможный суицидальный риск, который при алкогольном опьянении повышается. Кроме того, на решение о госпитализации может повлиять наличие телесных повреждений: переломов, ушибов и так далее.
Во всех остальных случаях медицинская помощь не оказывается.
– Выходит, бывают случаи, когда человека отпускают?
– Конечно. Попадая в больницу, человек проходит освидетельствование, и, если показания к госпитализации отсутствуют, его отпускают. Ведь сам факт алкогольного опьянения не является показателем алкогольной зависимости.
– Лечение в наркологическом отделении проводится за счет государства или за счет пациента?
– Есть две формы. Первая – за бюджетные деньги. Государство берет на себя расходы по выведению пациента из острой ситуации, оказанию неотложной помощи. Вторая форма – это так называемое анонимное лечение. Допустим, человек не может самостоятельно выйти из запоя и обращается к нам, а по окончании лечения пациент возмещает все затраты. Эпикриз в данном случае наркологу не отсылается, а по месту работы дается оправдательный документ – больничный лист.
– В чем заключается анонимное лечение?
– Прежде всего это выведение из запойных состояний. С целью минимизации побочных осложнений в отделении пациентом сдаются анализы и проводятся необходимые лабораторные исследования, а также осмотр терапевтом, неврологом, делают УЗИ внутренних органов. После выведения из запоя зависимый проходит курс реабилитации.
Его можно пройти и отдельно. То есть если человек имеет желание активно побороться со своей проблемой, он берет направление у нарколога. Трезвый, приезжает к нам и проходит в отделении курс реабилитации (ориентировочно около трех недель). Работу с пациентами ведут врач-нарколог, подготовленный психолог, психотерапевт.
А дальше все зависит от личных предпочтений. Мы можем сделать кодирование, имплантацию «Дисульфирама» (так называемую подшивку), а можем внутривенно ввести антиалкогольный препарат. Плюс лекарственная терапия: назначаются препараты, которые регулируют настроение.
– И это все платно?
– Безусловно. Было бы странно, если бы лечение было бесплатным. Человек ведь находит средства на алкоголь, чтобы изо дня в день загонять себя в тупик. Поэтому он должен потратиться и на восстановление своего здоровья.
– В чем суть подшивки?
– Принцип действия очень простой. Наш врач-хирург подшивает таблетку дисульфирама подкожно, и лекарство, постепенно растворяясь, проникает в кровь. Если в организм не попадает алкоголь, все хорошо. Если по какой-либо причине человек решил выпить, происходит химическое соединение с лекарством, образуется ацельтальдегид – химическое вещество, которое вызывает отравление. Человеку становится плохо, у него развиваются тошнота, рвота, слабость, скачет давление...
– Анатолий Анатольевич, насколько действенны подобные методы?
– Иногда пациенты (но чаще – их родственники) думают, что вот подшили, закодировали – и человек бросил пить, у него больше нет проблем. Но это не так. Все методы лечения алкогольной зависимости созданы для того, чтобы помочь человеку бросить пить – то есть войти в состояние ремиссии. Однако это не решает проблему в корне. Даже если человек какое-то временя остается трезв – месяц, два, год, – это еще не означает, что он избавился от алкогольной зависимости.
– И во сколько обходится анонимное лечение?
– Все зависит от количества и вида потраченных медикаментов. Пациент возвращает государству стоимость лекарств. Лечение может обойтись в сумму до 200 рублей.
– Эта “засекреченная” форма доступна каждому?
– Нет. На такое лечение берут не всех. Состояния, когда у человека развились галлюцинации, бред, судорожные приступы, подлежат учету у нарколога, потому что они влекут социальные последствия.
– Анатолий Анатольевич, вы так давно работаете в наркологии, что, наверное, уже читаете мысли своих пациентов…
– Можно и так сказать. Жажда выпить что-нибудь горячительное, особенно в первые дни воздержания, у пациентов очень велика. И случаи, когда они пытаются «сообразить на троих», не редки.
Однако главное условие лечения алкоголизма – это полный отказ от спиртного. Поэтому наше отделение закрытое. Все передачи, которые приносят родственники, проверяются на наличие спиртосодержащих напитков, наркотических и токсических веществ. Помимо алкоголя, к передаче запрещены колющие и режущие предметы, стеклянная тара: стараемся исключить все возможные риски...
– Как долго необходимо лечиться?
– Всю жизнь.
– Всю жизнь?!
– К сожалению, на сегодняшний день лекарство, которое может полностью победить алкогольную зависимость, не изобретено. Да, медицина знает, как вывести человека из запоя с наименьшими физическими и психическими последствиями. Да, мы можем помочь пациенту войти в состояние ремиссии. Однако метода, который научил бы человека умеренно выпивать, если у него сформирована зависимость, на сегодняшний день не существует.
Чтобы стабилизировать состояние пациента, достаточно пройти стационарное лечение продолжительностью в одну-две недели.
А вообще, повторюсь, от алкоголизма лечатся всю жизнь.
– Какой, на ваш взгляд, метод лечения является самым эффективным?
– Реабилитационная программа группы анонимных алкоголиков (сокращенно – АА). Данный метод долгосрочный и дает человеку возможность не только продолжительное время оставаться трезвым, но и наполнить свою жизнь смыслом. Ведь можно не пить, но очень этого хотеть и жить с этим каждый день, что также разрушает.
На сегодняшний день в Лидском районе функционируют пять групп анонимных алкоголиков: «Выбор», «Выход», «Добрый вечер», «Слобода» и «Восхождение». Это общественные организации, в которых люди работают на добровольных началах. В группу АА может прийти каждый, кто хочет получить помощь. Это бесплатно и ничего от вас не требует. Пожалуйста, приходите, и с вами будут работать бывшие зависимые от алкоголя, которые знают, как быть трезвым. Главная задача – игнорировать спиртное как можно дольше. Человек после реабилитации просто обязан посещать группу анонимных алкоголиков.
– Насколько важно зависимому от алкоголя суметь вовремя остановиться?
– Судите сами. Расскажу такой случай из практики. Однажды в приемный покой привезли пациента. Он был маленького роста, но такой «смуглый», что первоначально я подумал, что это негр. Позже выяснилось, что это наш земляк, просто сильно испачкался в саже.
Некоторое время он жил один в лесу, что-то сторожил и потихоньку выпивал. Выпивал до тех пор, пока не начались галлюцинации: ему стало казаться, что за ним гоняются черти. Спасаясь от нечисти, сторож полез в дымоход и там застрял. Поняв, что не может выбраться самостоятельно, стал звать на помощь. На крики пришли люди и вызвали скорую помощь. Когда прибыла медицинская бригада, застрявшему явилось очередное видение: будто бы к нему пришли ангелы (халаты-то у врачей белые) и стали манить к себе…
И это еще один из самых безобидных случаев...
Выводы, на мой взгляд, напрашиваются сами собой…
– И все-таки, Анатолий Анатольевич, есть ли шанс на выздоровление?
– Конечно. Людям с алкогольной зависимостью не стоит терять надежду – здесь, наоборот, следует побороться, приложить максимум личного старания и воли. И первый шаг на пути к успеху – это осознать, что у тебя есть проблема, связанная с алкогольной зависимостью. А дальше – идти по ступеням «12 шагов анонимных алкоголиков»…
Многим из наших пациентов удалось встать на путь трезвости, и они длительно его придерживаются. Такой результат не может не радовать. У этих людей замечательные семьи. Те, кому удалось подняться со дна рюмки, своим состоянием весьма дорожат. Порой они возвращаются в отделение... к счастью, только для того, чтобы «отметиться» – продемонстрировать нам свою приверженность к трезвому образу жизни, а заодно высказать слова благодарности за новую жизнь, подаренную медиками больницы «Островля».
источник: http://lidanews.by